«Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла»

не вижу зла

Всем известен восточный символ «три обезьяны»: одна из них закрывает лапами глаза, вторая — уши, а третья — рот. «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла».

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян — все-таки Япония. Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару, кикадзару, ивадзару соответственно). Суффикс, придающий отрицание «-дзару», созвучен слову «обезьяна», и по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян — каламбур, понятный только японцу.

«Три обезьяны» считаются буддистским символом, но не все так просто. Изначально они связаны с одним из японских народных верований — Косин, основанным на даосизме. Один из главных ее постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя»), собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке. Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Период возникновения символа

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы. Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко. Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Там, в конюшне святилища Тосёгу, находится известнейшее резное панно с изображением трех обезьян. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция. Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Символика «не вижу зла»

Что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозные и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — обезьяны без зла. Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Принципы в конфуцианстве и буддизме

Сам принцип, выражаемый тремя обезьянами, естественно, был известен и раньше. К примеру, идентичные идеи можно найти у Конфуция в великой книге «Беседы и суждения»:

«Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма, жэнь)»

Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им».»

У даосов (Чжуан-цзы, IV в. до н.э.) схожее выражение рассматривается с несколько иной точки зрения:

«Путь неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, […] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь…»

Можно найти параллели трех обезьян с тремя ваджрами тибетского буддизма, отраженными в японской буддистской традиции, как «три драгоценности»: чистота действия, слова и мысли.

не вижу зла

Символика трёх обезьян

Не является чем-то особенным и факт присутствия обезьян в религиозной символике. Можно вспомнить почитаемого индусами Ханумана, китайского царя обезьян Сунь-Укуна, героя классического произведения «Путешествие на Запад» или мифического отца всех тибетцев — обезьяну-бодхисатву Пха Трэлген Джанчхуп СэмпаПха — везде обезьяна наделена качествами, достойными уважения и почтения.

То есть ко времени появления композиции из трех обезьян, обезьяны в Азии почитались на протяжении не менее тысячелетия, а в Японии произошло соединение идеи и образа, появившихся задолго до этого и в других краях.

В Японии композиция из трех обезьян может называться просто «три обезьяны». Это может записываться, как 三猿 (санъэн или сандзару), «трое из обезьян» — самбики но сару, а также «три обезьяны из Никко». Естественный вариант названия группы по действию каждой из обезьян: «не вижу, не слышу, не говорю» (или не скажу).

В английском языке появились и другие названия. Так как популярная трактовка символа предполагает «не видение, не слышание и не говорение» именно зла, за обезьянами закрепилось название «no evil monkeys». Еще один вариант добавил обезьянам мудрости: «three wise monkeys» — «три мудрых обезьяны» — такое название встречается и в русских переводах с английского.

Закрываясь от зла, порождаем зло

Но не во всех восточных учениях, к которым применимы обезьянки, последователю требуется закрываться именно от зла, чего-то неэтичного или негативного. Можно проиллюстрировать это знаменитой даосской цитатой:

«Когда все в Поднебесной узна́ют,

что прекрасное — это прекрасное,

тогда и возникает безобра́зное»

Иными словами, закрываясь от зла мы порождаем зло. Требуется не удаляться от «плохого», приближаясь к «хорошему», а перестать классифицировать и измерять окружающее, проводя границы и развешивая ярлыки. В каком-то роде с этой точки зрения три обезьяны могут рассматриваться аналогом античной статуи Фемиды с завязанными глазами: они тоже хранят беспристрастность.

Легендарного основателя даосизма поддерживает и ученик шестого патриарха дзэн-буддизма, поэт Юн-цзя Сюань-цзюэ:

«Не бежать от ложных мыслей и не стремиться к истинным,

ибо неведение и есть природа Будды»

Для древних даосов чувства, вроде зрения или слуха, рассматривались в качестве преград, как демонские ловушки на Пути и главные причины заблуждений. Не доверять чувствам и не выносить суждений — таким может быть толкование символа.

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top