Йоль.
Их разум и воля, вечно скитаясь в прибежище снов…
Льдом духа пропитаны, грубостью звёздных ветров.
В сердца их колотят потоки частиц бытия.
Кровь неземную, ритмом Вселенной по венам гоня…
А в памяти дно неустанно стучится
Предков забытых неслышимый зов,
Временем стёртые лица…
(В.Паутов)
Утро да полдень — время потехи для тела и духа.
Близился праздник Йоль — середина зимы. Праздник Зимнего Солнцестояния. Зимнее Солнцестояние — господство самой длинной ночи зимы и бледная тень её самого короткого дня.
Откуда и почему праздник называется «Йоль» до сих пор (или уже) неизвестно. Кто-то связывает его с одним из имен Одина — Йольмир, кто-то считает, что слово это связано как с нашим, так и с исландским «юль», обозначающим «вертящееся колесо», «круговорот». Или опять же с нашими словами «гуль» и «гульд» — желтый и золотой. И все они — правы! Ведь приверженцы Одина и Тора склонны отмечать Йоль тринадцать дней с кануна Зимнего Солнцестояния, не слишком задумываясь о смысле его происхождения.
Йоль считается Матерью всех Ночей и праздник посвящается дисам — женским божествам продолжения рода и судьбы. И что, традиции рекомендуют шумно веселиться, особенно молодым и здоровым парням.
Йоль — это время буйства молодых страстей и Дикой Охоты, чтобы под этим ни понимали: олицетворение зимней стужи, бесовскую опасность для иноверцев, или короткое возвращение Всеотца, Одина в Мидгард, на землю людей.
Вся прибрежная Скандия связывает Йоль с этим Асом. Жители же равнин и гор олицетворяют этот праздник с именем другого бога — Тора. В йольские дни тот предстаёт перед ними щедрым весельчаком, разделяющим с людьми лакомую козлятину или печёную баранину.
Так же это время опасно влиянием разных злобных духов и тварей: ётунов, троллей и подобных им обитателей Утгарда. По всему Северному Пути в дом на праздник приносят ветки вечнозеленых деревьев или цельные деревья. Йольское дерево украшают гроздьями сушёной рябины и разноцветными лентами. Пьётся горячее пиво с мёдом или душистыми травами.
Подарки, подкладываемые под дерево, символизируют с одной стороны подношение от семьи своим предкам и альвам, с другой — это символ подарков семье от всяких иных, но дружелюбных существ. Хотя мало кто об этом догадывается… Ночь, предшествующая дню Солнцестояния, называется Мудранехт — материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей — и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, подтверждая тем самым закон рождения жизни из смерти, или же устоя-порядка, появляющегося из хаоса.
В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает противника, а с этой победы начинается светлая половина года… И ещё это праздник принесения жертв, время молений асам и гаданий на судьбу, а так же введения в род новых людей, пора посвящения отроков в мужи…
Во время праздника Йоль дети Лосиного Бора наряжались маленькими духами гор, воды и полей, водили хороводы, славили Солнце и звали его поскорее вернуться с весной, теплом и зеленью. Взрослые надевали козлиные и овечьи шкуры, кружились в неистовой пляске, посвященной светилу, вокруг большого костра в центре деревни.
Уже с самого утра праздник начался весёлым пиром, в котором участвовали все от мала до велика. Лесные жители веселились до самого полудня, а после его наступления пошли по домам односельчан делать подарки и снова громогласно поздравлять с праздником Солнца. И всё то время участники празднества мужеского пола томились ожиданием так медленно наступающей темноты.
Вечер да ночь — время божественных откровений.
Наконец наступил долгожданный вечер, в ту пору, когда румяные сумерки незаметно растворились в синеве и над полоской зари загорелась первая звезда, из деревни вышла вереница людей во главе со старейшиной. Возглавляли и замыкали шествие его сыновья, освещая путь смоляными светочами на палках. Под подошвами сапог бодро хрустел наст.
Шествие направлялось в сторону Заячьего холма. Среди идущих не было ни рабов, ни зависимых людей, ни женщин, здесь находились только свободные мужи, способные в тяжёлую для селения годину взять оружие и защитить родовичей. Да, и у пахарей, рыбаков и охотников есть своя гордость. Это они откладывают в сторону привычные в труде снасти и берут в руки лук, копьё или топор, чтобы достойно встретить разбойников и грабителей, посягнувших на нажитое добро и кров, на их свободу.
Не сговариваясь, люди слились в нестройную колонну и двинулись через лес в сторону капища Одина. Дошли на удивление быстро — помогли лёгкие лыжи, висевшие за спиной у каждого участника торжества. Достигнув вершины скалы, мужчины заполнили священную поляну и обступили деревянное изваяние Одина. Узкая полоска зари угасла, и одноглазый Один, освещенный колеблющимся пламенем светочей, казался ещё более мрачным и грозным.
Там они проводили обряды, ритуалы посвящения, давали клятвы, приносили жертвы Богам и предсказывали грядущее.
Я битве за дом наш не струшу, поверьте.
Родных и друзей я не выдам врагу.
Тот, кто родовичам жизнью обязан,
Будет всегда начеку.
Вами теперь я мечом опоясан,
На радость роду всему и на слёзы врагу.
Но и кормильцев своих не забуду —
Сеть рыболовную, охотничий лук и соху.
В Хеле туманном
Не место мужчине.
Стану я сильным, отважным и смелым
В тяжёлом труде и смертельном бою.
В том я Одину, мудрому и справедливому
Самую верную клятву даю.
(В.Паутов)
Обряд был закончен и участники действа, такой же нестройной колонной отправились по домам.
Благословенный же Йоль только начал своё шествие по земле Скандии, шагнув далеко за пределы Заячьего холма и Лосиного бора, и всем он нёс ощущение надежды на исполнение самых смелых желаний, самой несбыточной мечты, на откровение и помощь светлых богов, теперь с удовольствием посетивших Мидгард, землю неспокойных, суетливых и всегда наполненных заботами людей…
Это неполная выдержка из книги, которая поможет вам понять смысл и почувствовать дух Йоля в скандинавских языческих традициях.
Источник: Вячеслав Паутов
—
Интересно? Читайте также:
Йоль – праздник 21 декабря. Традиции, значение и символизм.
В декабре наступает время коротких дней и длинных, холодных ночей. Только после зимнего равноденствия начинается возрождение в виде солнечного света — сначала слабого, практически не греющего.
Жизнь предков была связана с солнцем и ему уделялось немалое значение. Дневное светило находило отражение в облике древних, полузабытых сейчас богов. Йоль соединяет темное время с началом светлого периода года. После него тепло и рассвет становится ближе. Колесо Года на Йоль делает завершающий поворот. Праздник Йоль — один из самых длинных в году.
Начинается он со Дня Матери в ночь с 20 на 21 декабря и длится 13 ночей...