Умай — богиня покровительница

умай

Умай – добрый дух, древняя богиня плодородия тюркских народов, хозяйка гор, покровительница младенцев, рожениц, диких зверей, охотников, почитаемая шаманами на Алтае. Тюрки называют Умай по-разному: Омай, Ымай, Май – ана, Пай идже, Натигай, Убай, Сангай, Отюкен, Начигай-эке, Этуген, Этуген-эхе, Ирога,  Итога, Улу гак ине. Левая сторона юрты у тюрков считалось чистым местом, там у входа располагалось место Умaй. Она олицетворялась с женским началом, чревом матери, маткой и отрезанной пуповиной.

В переднем части жилища тюрки подвешивали куклу, сшитую, из синей ткани. Если ребёнок начинал болеть, то куклу кормили кашей. Считалось, что она охраняла младенца от злых духов с помощью золотого лука. От неё зависело здоровье и благополучие ребенка. Было такое поверье, что улыбающийся во сне ребёнок разговаривает с Умай, и помнит священный язык богов и жителей потустороннего мира, а если плачет, это может значить, что Умaй в этот самый момент ушла на время, и злые силы запугивают его. При болезни ребёнка тюрки приходили к шаману. Он узнавал во время камлания, похищена ли душа ребенка злым духом, так как это могло грозить смертью младенца.

Приметы и легенды про Умай

Изображали богиню–мать с золотыми волосами с гребневидной причёской. Умай также считалась и ангелом смерти, забирающим душу того, кто уходит в иной мир. На землю она спускается по радуге с двумя берёзами. Говорили, что вместе с рождением младенца появляется его умай, находится он под родничком головы ребёнка или у пуповины, так называемые черные тюркские пятна на теле младенцев тюркских народов — это отметина самой Умaй. Родничок  — по-хакасски чулай, происходил от слова чула «душа – хозяйка человека». После 2-3 лет умай, превращался в кут (счастье) – жизненную силу взрослого человека.

Говорят, что Алтайские горы — это лестница в небо. Заповедное место Алтая — Катунский заповедник в районе высочайшей вершины Сибири —  горы Белухи (Белуха — Сюмер-Улом – «священная гора» и Юч-Сюмер – трёхвершинная гора).

По легенде, на Белой горе живёт лебединая богиня, прекрасная, как лучи утреннего солнца, светлая, как свежие горные снега. Своими белоснежными заботливыми крыльями Умай укрывает горы Алтая. Умай в образе лебедицы могла плавать по воде, ходить по земле и подниматься в небо. Она принимала участие в сотворении мира, когда не было ничего, кроме Великого океана. На его поверхности Умай-лебедь гордо созерцала мир. Однажды, нырнув глубоко под воду, она достала со дна землю. Из нее выросли великие горы, широкие реки, все растения и животные. Однако Бог тьмы все время пытался настигнуть ее, чтобы захватить в свои холодные объятия. Однажды, спасаясь от него, Умай обратилась в Белую Гору, крыльями укрыла она своих детей, окаменели они её крайними вершинами. Теперь душа Умай парит над своим земным телом. Одновременно пребывает Умай в двух мирах.

Мудрые кочевники чтили мать всех людей – богиню Земли, супругу Тенгри и поэтому ставили женщину наравне с мужчиной. Вот так мелодично звучит легенда о природном волшебстве, неодолимой красоте, доброте и народной мудрости.

Покровительница детей

Умай — чудесная волшебная птица, приносившая удачу, почет и славу, поэтому тюрки никогда не убивали лебедей. Считалось, что того, кто это совершит, ждёт страшная кара – ранняя смерть детей. В руках Умай была драгоценная золотая  чаша с освящённым молоком, где помещались души детей. По легендам, захворавшим детям она давала выпить молоко из чаши, и они выздоравливали.

Символом Умай был трилистник. Часто тюркские женщины носили бусы и серьги в форме трилистника. Считалось, что он отгонял злых духов. Трилистник – это олицетворение многодетности, благополучия и достатка. На колыбель нередко вешали обереги — веретено для девочки, лук и стрелы для мальчика в знак почитания священной Умaй.

Вера в силу Умaй помогала народам справляться со страхами и трудностями, находить силы в борьбе за выживание, верить в благополучие и процветание своего рода. Легенды выполняли функцию психологической поддержки, морально-нравственного воспитания. В них раскрывалась ценность взаимоподдержки, ответственности перед детьми и друг перед другом, ценность семьи и духовной чистоты, бережного отношения к природе, объяснялась суть вещей, передавалась мудрость поколений.  

Еще один интересный факт: родинки у ребенка объяснялись прикосновением богини к младенцу. Для оберега на детскую одежду нашивали голубые бусинки. Умaй покровительствовала детям, пока они не забывали язык богов и не начинали говорить по-тюркски. После родители устраивали в честь Умaй специальный обряд жертвоприношения в благодарность за заботу.

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top