Поющие чаши становятся всё популярнее даже далеко за пределами Тибета. Их используют как для медитаций и ритуалов, так и просто в качестве источника приятного, расслабляющего звука. Узнаем, откуда произошла традиция этих музыкальных инструментов и каковы принципы работы с ними.
Где и когда работать с чашей
Место
Для работы с чашей вам не требуется какое-то специальное большое пространство. Это может быть любое место, где вы можете сесть и начать заниматься.
Время
Что касается вопроса «когда заниматься с чашей?» – то здесь также нет какой-либо привязки к определенному времени суток. Но, так как мы работаем со звуком, особенно во время обучения этой работе, на начальном этапе, я рекомендую максимально погружаться в процесс. То есть максимально хорошо слышать чашу, чувствовать, как она с вами взаимодействует, как она с вами работает, как воздействует на пространство.
Поэтому сначала старайтесь выбирать такое время, когда вокруг вас не будет слишком много посторонних шумов и отвлекающих моментов. Это может быть любое время, удобное вам. Для кого-то это может быть вечер, для кого-то утро или день.
Поющие чаши и специфика звучания
Все дело в том, что звучание чаши не такое агрессивное и громкое, как допустим, звук при работе с бубном или варганом. Поэтому вы можете находиться в каком-то помещении и работать с чашей, а в соседней комнате ее практически не будет слышно. И даже если люди услышат ее звук, он не будет им мешать или доставлять какой-либо дискомфорт.
Находи́те удобное для вас время, не привязывайтесь только к утру или к вечеру. Это неважно. И если в один день у вас появилась возможность поработать с чашей днем, а в другой день вы можете позаниматься с ней только вечером – практикуйте.
Ваше тело и сознание будут привыкать к новым ощущениям, состояниям. Вы будете привыкать к новым ощущениям, состояниям. Вы будете переживать свой новый опыт, понимать его. Поэтому работайте в то время, когда вам удобно. Пусть это будет 20 минут утром, а завтра 20 минут днем. Не привязывайтесь ко времени – старайтесь работать регулярно, каждый день.
Помещение и акустика
На звучание чаш сильно влияет помещение, в котором вы работаете. Это акустика. Поэтому не удивляйтесь разному звучанию одной и той же чаши в разных пространствах.
Если сегодня вы работали с чашей в одной комнате, а на следующий день занимались в другом помещении, вам может показаться, что чаша звучит иначе. Не стоит удивляться этому, потому что звучит не только чаша. Когда вы извлекаете из нее звук – начинает звучать еще и пространство, в котором вы находитесь.
Другими словами, звучание чаши заставляет звучать пространство вокруг нас.
Поэтому в разных помещениях извлекаемый звук может меняться. Будьте к этому готовы.
Как появились поющие чаши для медитации
Происхождение чаш
Есть несколько версий происхождения тибетских чаш: кто их придумал и для чего. И вообще сам термин «тибетские поющие чаши» подразумевает, что они или пришли с Тибета, или использовались тибетцами. Но это не совсем верно, потому что чаши распространены и в Японии, и в Китае, и в Корее, и в Индии.
Кроме того, если мы посмотрим на тибетскую иконографию, то изображений поющих чаш мы там нигде не увидим. На тибетских танках встречается изображение Будды медицины. У него в руках изображена чаша, которая чем-то похожа на поющие чаши, но на самом деле, она никакого отношения к ним не имеет.
Если мы возьмем классический трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши», то там мы тоже не найдем упоминаний о поющих чашах. Также на Тибете не найдено каких-либо статуй, где присутствовало бы изображение поющих чаш. Поэтому говорить о том, что поющие чаши пришли именно с Тибета неверно.
На самом деле, откуда появились чаши, достоверно неизвестно.
Да и вряд ли кто-то уже сейчас это выяснит. И, может быть, это вообще неважно. Также, мы не знаем точно, откуда появился бубен или варган. Известно только, что ими пользовались шаманы в Америке или народы Севера. Поэтому вы можете взять любую историю, связанную с поющей чашей и использовать ее.
Восточный и западный подход к практикам. Суть медитации с чашами
Существует некая градация практик на восточные и западные. Она очень условна, но какие-то общие черты, присущие каждому из направлений, в этом разделении можно увидеть.
Так например, многие западные практики рассчитаны на то, что происходящее вокруг человека (это может быть какой-то ритуал или мистерия) каким-то образом влияет на его внутреннее состояние. Но само действо, которое имеет сакральный смысл, происходит вовне.
Что касается восточных практик, то в них основной упор всегда делается именно на обращение сознания человека внутрь себя. Конечно, так или иначе и в западных, и в восточных практиках мы работаем со своими внутренними ощущениями, своим внутренним состоянием. Но в восточных практиках мы изначально стараемся обращать наше внимание внутрь.
Исходя из этого можно сказать, что чаша – это сугубо восточный инструмент.
У нас есть пять органов чувств – наших инструментов восприятия информации. Это глаза, уши, нос, вкус и тактильные ощущения. И во время различных практик, мы используем и разные органы. Например, есть практика созерцания, во время которой нашим основным инструментом является объект, который мы рассматриваем. Есть техники, где в качестве объекта, на котором мы концентрируем наше внимание, выступает звук. И поющая чаша как раз является инструментом для такой практики.
Поэтому чаши – это, конечно же, типично восточный инструмент для работы с сознанием.
Техник медитации существует огромное множество. И неважно индийская или буддийская это практика, или суфийское кружение. Главный принцип всех практик – это развитие способности удерживать наше внимание на каком-либо объекте, чувстве или идее. Сделать так, чтобы внимание стало однонаправленным. И поющая чаша, если возвращаться к ее истории, это как раз инструмент, с помощью которого мистики и йоги могли удерживать свое внимание. И при этом в качестве некоего якоря во время практики им служил звук.
Как делают поющие чаши
Поющие чаши бывают нескольких видов. Основные два – это кованые и литые чаши. Процесс изготовления каждого из этих видов имеет свою специфику.
Кованые чаши
Специальную металлическую заготовку, которая выглядит как блюдце, помещают в печь (горн) и разогревают. Потом кладут на наковальню. Один человек держит ее и прокручивает, другие выстукивают. У наковальни есть углубление, чтобы при простукивании заготовка принимала форму чаши. Этот процесс продолжается в течении определенного времени. Заготовку периодически кладут в печь, разогревают докрасна и перемещают на наковальню.
Работа над чашей довольно трудоемкая и требует много сил и времени. В среднем только на ковку одной чаши диаметром 26—30 сантиметров уходит примерно 4 часа.
После того как заготовка чаши в черновом виде готова, ее начинают обрабатывать: на специальных станках выравнивают края, убирают неровности, снимают верхний и внутренний слои, шлифуют и полируют. После этого чашу могут оставить в таком виде или покрыть, к примеру, патиной, добавить рисунки.
Мифы об изготовлении поющих чаш
Обратите внимание на тот факт, что недобросовестные продавцы часто рассказывают, что чаши делают монахи где-то глубоко в горах, в запрятанных монастырях Тибета. Это неверно. Чаши делают не монахи, а мастера-кузнецы. Дело в том, что для подобного ремесла требуется очень много энергии, а также различных дополнительных материалов, специфических навыков и умений, которых нет у монахов, а есть у профессиональных кузнецов.
Кроме того, от некоторых продавцов можно услышать рассказы о том, что при изготовлении чаш используются какие-то удивительные и драгоценные металлы – золото, серебро, метеоритное железо. Это не так. Используются сплавы, но без добавления драгоценных металлов.
Литые чаши
Для изготовления литых чаш применяется одна из самых древних известных технологий работы с металлами. Это технологии литья в землю.
В процессе работы над чашей мастера используют специальную раму – опоку, в которой заключена земляная форма для литья. В эту форму засыпается формовочный материал. Он прессуется, вставляются заготовки чаши. Это все утрамбовывается, лишняя земля удаляется. Затем вытаскивается заготовка, по размеру которой будет делаться чаша. Внутри остается пустое пространство, куда будет заливаться металл. Когда отлитая чаша готова, ее еще надо обработать – убрать лишнее, зачистить, нанести рисунки.
Как играть на поющей чаше
Размер тибетской поющей чаши варьируется от 10 см до нескольких метров в диаметре. Оптимальной для игры считается небольшая чаша, которую удобно держать в ладони, – примерно 20 см. Самое сложное для новичков – выработать скорость вращения и интенсивность прикосновения стика. Быстрое вращение вызывает сильную вибрацию и громкий звук, и довольно сложно добиться равномерного гула. Лёгкое нажатие не даст результата, как и слишком грубое. Также каждая чаша имеет свой индивидуальный «голос» – тон можно менять, опуская линию вращения стика по стенкам. Но после нескольких тренировок обращение с инструментом станет более уверенным и откроет таинственный мир удивительно гармоничного звучания.
Тибетские поющие чаши лишь по первому впечатлению звучат статично – стоит расслабиться, как тонкие вибрации и гул на грани уловимого погрузят в спокойную атмосферу сродни медитативной, гармонизируют настроение и снимут напряжение.
Источник: «Тибетские поющие чаши. Полный самоучитель.» Александр Бондаренко