Пурба (Пхурба) — божественный кинжал

пурба

Пурба (Пхурба, Пурпу) — или Кила — ритуальный предмет (кинжал) в буддизме Ваджраяны.

Классическая форма пурба — трехгранный кол клиновидной формы с рукояткой, обычно заканчивающейся изображением трех голов божества тантрического пантеона Ваджракилая — гневного проявление Будды Амогхасиддхи. Помимо этих элементов встречается и множество вариаций. Так, в навершии могут быть использованы изображения Хаягривы — свирепого божества охранителя, Махакалы — защитника буддизма, Макары — демона с туловищем крокодила, крылатого леопарда, ваджры и т.д.

Некоторые историки говорят, что своей формой кинжал обязан своему предшественнику — ритуальному гвоздю клиновидной формы, который использовали в ведическую эпоху в ритуалах жертвоприношения для закалывания животного, приносимого в жертву. Некоторые считают, что это был колышек, к которому привязывали жертву.

Пурба как артефакт буддийской практики

В буддийскую эпоху и вплоть до настоящего времени назначение кинжала было совсем другим. Он использовался как ритуальный предмет в практиках тантрического буддизма.

Иногда люди считают, что назначение ритуального кинжала — изгнание злых духов. Однако это лишь один из путей его использования. А истинное назначение пурбу тесно связано с буддийской концепции освобождения.

Известно, что одной из основ буддийской доктрины являются четыре благородные истины.

Первая говорит нам — все есть страдание.

Вторая говорит о причинах страдания.

Третья о том, что страдания можно прекратить.

И четвертая утверждает способ его прекращения — буддийский путь — практику. 

Однако на пути практикующего буддиста поджидает множество препятствий, ведь согласно второй благородной истине настоящие причины страдания лежат в нас самих, и это три главных яда бытия — гнев, неведение и страстное желание.

Три грани (лезвия) Пурбу являются символами этих препятствий, а сам кинжал способом их разрушения. Помимо этого он отсекает привязанности к иллюзорным представлениям о мире и собственной личности.

В этом смысле навершие кинжала в форме Ваджракилаи и его рукоятка в виде ваджры имеют большое символическое значение, ведь Ваджракилая в буддизме Ваджраяны — это символ преодоления препятствий и омрачений сознания, а ваджра (удар грома) ни что иное как символ несокрушимого намерения адепта на пути к освобождению.

Говорят, что Падмасахава (Гуру Ринпоче) — одна из значительных полумифических фигур тибетского буддизма достиг освобождения через практику Янгдаг Херука. Прежде чем он подошел вплотную к просветлению, даже ему пришлось некоторое время практиковать Ваджракилаю для того, чтобы преодолеть препятствия, вызванные тремя омрачениями ума.

Пурба ваджра

Пурба приписывается множество магических свойств, и, помимо буддийских практик, он широко используется и в шаманских ритуалах, в которых зачастую имеет такое большое значение, что допускается к использованию лишь единожды. Его применяют как средство для изгнания демонов, злых духов, а также дурных проявлений человеческой природы.

Пурба изготавливают из самых разных материалов (железо, дерево, бронза, кость, глина, рог). Изначально каждый из них имел свое значение в контексте использования кинжала. Например, считалось, что для работы с гневом лучше использовать Пурба из железа. В ритуалах умиротворения демонов использовали мягкую древесину, например, сандал. Для ритуалов приумножения и изобилия использовали дерево сириса (Альбиция). Для ритуалов подчинения духов лучше подходила акация.

Три лица Ваджракилая

Классическая пурба состоит из трех частей — навершие, рукоять и лезвие, но могут быть и вариации. В качестве навершия используются изображения различных существ буддийского пантеона, иногда и индуисткие, например, Ганеша. Рукоять может быть изготовлена в виде ваджры или одного из восьми главных тибетских символов — чаще бесконечного узла. Лезвие состоит из трех граней, которые сужаются к кончику, грани кинжала часто украшаются рисунком змеи.

Интересен ритуал подготовки участка земли под монастырь, храм или ступу, в котором используется Пурба. Для этого участок земли делится на 90 квадратных частей, а каждый из них в свою очередь на 4 части, символизирующих 4 сезона, так образуется 360 дней лунного года. Затем обнаруживается самый благоприятный квадрат, в нем выкапывается ямка в которой ищут особые геомантические знаки. В эту же ямку помещают сокровища и очищают землю с помощью ритуала с использованием Пурба. Так создается зона безопасности и стабильности. Потом при помощи колышков и цветных ниток создается некое подобие ограды, которая уже окончательно создает мощную магическую преграду для зловредных духов и демонов.

Подобное создание защитных областей при помощи колышков (кила) и ниток — весьма характерный обряд для тантрического буддизма.

Легенда о Сакьядеви

Сакьядеви была дочерью непальского правителя Сукхадхары. Мать ее умерла во время родов, а власть при дворе захватила следующая жена, которая отправила девочку в изгнание.

Росла она в районе современного Парпинга (долина Катманду) и со временем стала йогини, практикующей буддизм. Именно тогда в Непал прибыл великий буддийский йогин Падмасабхава и женился на девушке, после чего они оба удалились в пещеру Ланглешо, которая находится прямо над Парпингом (сейчас в этом месте буддийский монастырь), где оба усердно практиковали метод Ваджракилайя, посредством которого Сакьядеви достигла состояния «радужного тела», которое означало ее окончательное становление в качестве Будды в женском обличии.

Говорят, что их практика пурбы (ваджракилая) оказалась настолько мощной и действенной, что с ее помощью Сакьядеви обрела способность изгонять злых духов и воскрешать мертвых.

Источник: Буддийская Традиционная Сангха России

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top