Богиня смерти, зимы и льда Марена. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий», «убивающий». Корни данного имени тянутся к индоевропейскому «мар/мор», связанному с мором и эпидемией. Отметим, что богиня смерти в мифологии славян имела отношение не только к переходу в мир мертвых, но также и к ритуалам вызова дождя и к сезонным периодам воскресения и умирания природы. Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Богиня Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны.
За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным.
Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Богиня Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого.
Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Богиня Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь.
А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает.
Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня.
Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты.
И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.
Происхождение богини смерти Марены.
- Мара (Марана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян — одно из самых древних, таинственных и «смутных» божест. Мара – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. По одной из версий Мара была единственной дочерью владетеля нижнего царства Нави Кащея.
- Однако наиболее распространен другой вариант – Мара, Лада и Жива (или Леля) – три богини-дочери первого поколения, рожденные из искр, что сыпались от ударов молота Сварога о предвечный камень Алатырь.
- По другим версиям считается, что создала ее Макошь, передав часть своих функциональных обязанностей. Недаром обе обожают прясть из нитей жизней смертных людей. У обеих в подчинении Доля, да Недоля, исполняющих их поручения. Мать Сыра Земля – это утверждение верно для них обеих.
- Но Мара это также и Полудница — красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов. Образ Мары в славянских поверях в соответствии и со значением ее — призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время — в полдень дня или года, в полночь дня или года — переломы года таким образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой.
Сущность Богини смерти.
Богиня Мара не уступала в красоте Ладе — черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей, воплощение льда и достоинства. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах и ей подчинялись все духи воды и холода. Такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.
Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Но Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.
Из этого можно сделать вывод, что для славян богиня смерти не была ни доброй, ни злой. Для предков она была воплощением не столько ночного кошмара, сколько судьбы, от которой зависели перемены в жизнях обитателей дома. С одной стороны, она приносит смерть, но вместе с тем она же и дарует новую жизнь.
Также любимым занятием Марены является рукоделие. Причем древние славяне считали, что она использует в пряже нити судьбы живущих на земле существ. В зависимости от того, как они будут вплетены в создаваемый богиней узор, произойдут те или иные переломные моменты в жизни. А если нить будет обрезана, то человек или другое живое существо прекратит свое существование.
Вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара.
Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. В связи с номинальными и практическими функциями Мары она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло.
Мару почитали и славили не меньше остальных богов, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.
Символы Богини Мары.
Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, известный символ Мары — это ее чаша из черепа человеческого. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется. Также эо символы черной луны, чёрного лебедя или ворона.
Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.
Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего. Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.
Дети Богини Марены.
По преданиям у Марены множество детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды —навии. Это 13 лихорадок: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.
По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Лихорадки же — буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. в этимологическом словаре Фасмера: «рада лиху»; олицетворение болезней, зловредные и «злообразные» духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери.
Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов).
В иконописи до конца XVII века было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др.
Как поклонялись богине смерти Маре.
В честь Марены не было принято возводить храмы. У богини смерти было несколько постоянных мест, в которых ей воздавали почести. В то же время ритуалы происходили не просто так, на открытом месте, а у вырезанного из дерева идола. Кроме того, для этих же целей иногда на земле устанавливали соломенное изображение Мары, обложенное вокруг камнями. После того как обряд был завершен, все это разбиралось и либо сжигалось, либо выбрасывалось в реку. Почитали Марену 15 февраля, а в качестве дара ей приносили солому, цветы и различные плоды. Очень редко, лишь в годы больших эпидемий, в жертву богине смерти приносили животных, лишая их жизни непосредственно у самого алтаря
С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.
Ивана Купала славяне празднуют до сих пор. Молодежь устраивает пышные гуляния, девушки плетут венки, чтобы пустить по воде и узнать свою судьбу. В честь Купала украшают цветами ветки деревьев, а рядом ставят соломенное чучело Мары. Ночью его сжигают, чтобы с огнем ушли все холода и болезни, ведь славянская богиня Марена считалась олицетворением холодов и смерти.
Влюбленные пары обязательно прыгают через костер, чтобы очиститься в пламени. Сожжение Марены было особым ритуалом, который сопровождался особыми заговорами на счастливую будущую жизнь. В некоторых регионах сохранился ритуал утопления Мары, как олицетворения смерти и болезней, ведь вода тоже считалась живительной силой, смывающей многие грехи.
Источник: просторы интернета
—
Интересно? Читайте также:
СИМВОЛИЗМ КАРТ ТАРО — 2 аркан Верховная Жрица
Название Верховная Жрица буквально значит «старейшая главная женщина», и также обозначает первичный воспринимающий аспект Жизненной силы. В индуистской философии это называется Пракрити, докосмическая первоматерия, которая является основой всех материальных планов бытия. Таким образом, женщина из Ключа 2 в некотором смысле тождественна Первой Матери, или Первоматерии, алхимиков, которые часто именуют этой Primа Materia их деву Диану.