Лилит — великая древняя богиня демоница, занимающая центральной место в еврейской демонологии. Образ Лилит найден в мифах более чем ста различных религий, в многочисленных вариациях ее имени.
Согласно еврейским мифам, Лилит представлена как мать демонов, душительница младенцев и искусительница мужчин. Она была первой женой Адама, однако не пожелала подчиниться мужу и предпочла добровольное изгнание. При этом она произнесла тайное имя бога и улетела от мужа, что связывает Лилит с тайными знаниями и колдовством.
Значение имени Лилит
Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом לַיְלָה (ла́йла) — «ночь». В семитских языках, в том числе в иврите, слово «лейлит/лилит» является прилагательным женского рода со значением «ночная». В тексте Танаха слово לִילִית — «лилит» появляется в Книге Исаии, но традиционно переводится как «ночное привидение» (Ис. 34:13, 14).
Имя это стало нарицательным. לִילִית называют ведьм, а также хищную ночную сову – неясыть. Хотя этимология слова «неясыть» до конца не ясна, как правило его возводят к «нє» + «сѧ» + «съιть», то есть: себя («сѧ») не насыщающий («съιть» — «сытость, насыщение»), то есть «ненасытная», «не способная насытиться». Древнееврейские легенды о Лилит также говорят о ее ненасытности, ее представляют как вампира, который вступает в сексуальную связь с мужчинами, чтобы выкачать из них энергию, но не может насытиться (что получило выражение в предании о том, что Лилит не может достичь оргазма, то есть удовлетворения, насыщения).
По другой версии имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер», «дух», «призрак» (имя Энли́ль – буквально «Владыка-ветер» — носил в шумеро-аккадской мифологии бог ветра, воздуха, земли и бурь).
Шумеролог В. В. Емельянов предполагает, что в имени демонов-лилиту заключена игра слов из разных языков, смешивающая шумерское лиль («дух») и аккадское лилу («ночь»), и приводящая к смеси представлений о демонах этого рода, как о исключительно ночных привидениях.
Связь легенды о Лилит с каббалистической магией
Крайне важным здесь представляется мотив знания Лилит «имени Бога». Вся практическая каббала построена на знании божественных имен. Тот, кто владеет именем и может правильно его применить, может творить чудеса. В средние века каббалисты, которые обладали тайным знанием тетраграмматона и других имен Бога и с помощью этого знания могли творить чудеса получили титул Баал Шем (בַּעַל שֵׁם) — владеющий именем, именем Бога.
Представление о Ба‘ал-Шеме было распространено в народе и в литературе, в основном в каббалистической и хасидской.
Деяния Баал-Шемов приобретали легендарный характер. Время от времени возникали легенды о Баал-Шемах, не существовавших в действительности. Считалось, что пользоваться такими способностями для совершения чудес может лишь обладатель полного имени божьего, получивший на это особое разрешение небес. Бааль Шемам приписывалась способность создавать големов, изгонять демонов, останавливать пожары или даже рассеивать толпы погромщиков, произнеся только одно тайное имя Бога.
Лилит — Исида в египетской мифологии
Мотив знания истинного имени верховного бога мы находим и в египетских легендах. Здесь обладательницей имени становится Исида — богиня матернинства, что дает ей власть над верховным богом Ра. В египетских легендах Исида часто встречается также как «великая колдунья», покровительница колдовства, связанная с магией мертвых. Так ей удалось воскресить к жизни своего брата-мужа Осириса, который стал после этого владыкой царства мертвых.
Лилит, также связана с колдовством и некромантией, Моше Кордоверо называет ее «вопрошающей мертвых».
Легенда о завладении Исидой тайным именем Ра записана иератическими символами на папирусе, хранящемся в Турине. Он был опубликован Плейтс и Росси в их «Своде Туринских папирусов» .
Воспользовавшись властью, которую давало ей знание истинного тайного имени верховного бога, Исида возвела на престол богов своего сына Гора.
Образ змеи также постоянно возникает в легендах о Лилит, некоторые авторы называют змеей саму богиню другие — Самаэля, подругой которого стала Лилит, покинув Адама.
Праобраз Лилит в шумерском эпосе
Краткое упоминание о ней встречается в шумерском эпосе о Гильгамеше, а в вавилонской демонологии фигурируют схожие классы духов мужского и женского пола— лилу и лилиту соответственно.
Возможно, эти бесы перешли к вавилонянам и ассирийцам из шумерской мифологии (большинство имен демонов в ассирийской магии имеет шумерское происхождение).
Эти мазиким («вредоносные духи») выполняют разные функции: один из них, Ардат-Лилит, охотится на мужчин, другие стремятся причинить вред роженицам и младенцам. Примером последнего типа служит Ламашту, против которой сохранились заклинания на ассирийском языке.
Крылатые демоницы, удушающие детей, упоминаются также в древнееврейской или ханаанской надписи из Арслан-Таша (Северная Сирия), относящейся к VII или VIII веку до н.э. Заклинание, отгоняющее духов-душительниц от дома, гласит: «Той, кто влетает в комнаты во тьме, — прочь, быстро, быстро, Лил[ит]», — но вопрос о том, упоминается ли в нем именно Лилит, остается открытым: мы не знаем, имелась ли в слове «Лил» еще одна буква.
Шарль Фоссе видит в еврейской Лилит несомненное продолжение образа ассирийских демониц, при этом он отмечает, что она — единственный ассирийский демон, представления о котором встречаются у других семитских народов. Они описываются как бесплодные и не способные к соитию.
Тем не менее, лилиту и урдут лилита соблазняют мужчин; кроме того, они вредят роженицам и новорожденным.
Надо отметить, что к одной общей метакультуре относились и Шумер, и Аккад, и Вавилон, соответственно и мифология этих территорий перекликается между собой.
В культурном наследии аккадской мифологии, дошедшем до нас, известно изображение богини «Царицы ночи» – это женщина с крыльями и когтистыми ногами совы и по бокам от неё сидят совы.
Также в шумерском эпосе есть упоминание о «деревце светлой богини Инанны»: Древо взросло, кору его не расколоть.В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила. В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела. В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное. Светлая Инанна, как горько она плачет!
Еще одну безымянную шумерскую легенду рассказывает в своей статье Чарльз Моффет (Charles Alexander Moffat). В ней Лилит (Лилиту) – богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть.
Маффет предваряет статью замечанием: Лилит – богиня плодородия, ее образ найден в мифах более чем 100 различных религий, в многочисленных вариации ее имени (Lilit, Lolita, Lilitu, Lilith). Например, в версии Алфавита Бен-Сира, она — первая жена Адама, в Греческой мифологии она является богиней темной луны (Артемида- богиня полной луны).
Поэма включает в себя 30 строф, которые по словам Маффета несколько изменены им поэтически, чтобы сделать его более легким для чтения, однако без изменения содержания.
Лилиту выступает в поэме одновременно и катастрофой и спасительницей, древним существом, горы, то есть самой матери-земли, рожденной еще до рождения звезд.
Поцелуй Лилиту — источник смерти, что обрекает ее на одиночество. В ее поцелуе «слишком много жизни/слишком большое удовольствие», и поэтому он невыносим. Но слезы Лилиту способны возвращать к жизни.
В поэме Лилиту показана как мудрая и смелая правительница, царство которой процветает, эта легенда частично легла в основу феминистических представлений о богине.
Лилит в каббалистической демонологии
Образ Лилит в каббалистической демонологии сложился на основе приведенных выше древних легенд. Здесь она тоже выступает, главным образом, в двух ролях: как душительница детей (впрочем, в книге «Зогар» эта функция иногда переходит к Нааме) и как соблазнительница мужчин, порождающая от их ночных семяизвержений несметные полчища демонов. В этой последней роли она предстает как предводительница огромного воинства духов.
В связи с верой в неотразимую эротическую привлекательность Лилит в некоторых еврейских общинах сложился обычай, возбраняющий сыновьям сопровождать гроб с телом отца на кладбище: так их защищали от неудобной встречи с единокровными братьями-демонами, рожденными от их отца соблазнительницей-Лилит. В книге «Зогар», как и в других источниках, она фигурирует не только под именем «Лилит», но и под такими прозваниями, как «блудница», «нечестивая», «лживая» и «черная».
Как правило, Лилит упоминается в числе четырех матерей демонов (наряду с Аграт, Махалат и Наамой). Принципиально новым в каббалистической концепции стало представление о ней как о бессменной возлюбленной Самаэля и царице мира ситра ахра (сил зла).
В этом мире, мире клипот, она выполняет функцию, аналогичную той, которая отводится Шехине («божественному присутствию») в мире святости: Шехина — мать Дома Израиля, а Лилит — мать нечестивого сонма «смешанных сил» (эрев рав) и госпожа всех беззаконий.
Впервые это представление обнаруживается в источниках, которые использовал Исаак бен Яаков ха-Коэн, а затем — в трактате «Аммуд ха-Семали», написанном его учеником, Моисеем бен Соломоном бен Симеоном из Бургоса. У этих авторов, а позднее и в «Тиккуней Зогар» складывается концепция различных внутренних и внешних степеней проявления Лилит.
Кроме того, в работах Исаака ха-Коэна и большинства других позднейших каббалистов обнаруживается представление о Лилит Старшей, жене Самаэля, и Лилит Младшей, жене Асмодея.
Как правило, первая Лилит соотносится с сефирой Бина и первой Хе Тетраграмматона, а вторая – с Малкут и Хе-конечной.
Нередко Лилит отождествлялась и с царицей Савской (этот мотив стал очень популярен в еврейском фольклоре). Впервые это отождествление встречается в таргуме стиха 1:15 Книги Иова, а в основе его лежит еврейско-арабская легенда о том, что царица Савская в действительности была джинном — получеловеком-полудемоном.
Не исключено, что образ Лилит как супруги Самаэля повлиял на позднесредневековые европейские легенды о наложнице Сатаны, жене Сатаны (в английском фольклоре) и бабке дьявола (в немецком фольклоре).
В немецкой драме о папессе Ютте (Иоанне), опубликованной в 1565 году (но, согласно выходным данным, написанной еще в 1480-м), эту бабку так и зовут — Лилит. Здесь она изображена как обольстительная танцовщица — а заклинаниях евреев-ашкенази, связанных с царицей Савской, это очень распространенный мотив.
Чтобы защитить роженицу от Лилит, очень часто подвешивали амулеты над кроватью или на всех четырех стенах комнаты. Древнейшие разновидности таких амулетов с текстом на арамейском языке представлены в коллекции Монтгомери.
С XVI века распространяется поверье о том, что если младенец смеется во сне, то это значит, что с ним играет демоница; чтобы отвратить несчастье, советовали постучать ребенка по носу.
Образ Лилит в Телеме
В магической системе Телемы образ Лилит заимствован из каббалы. Однако специфический взгляд Телемы на демонические силы, подчеркивающий их единоприродность божественности, отразился и на облике богини.
В основном Алистер Кроули рассматривает Лилит как клипотическую силу сефирот Бина и Малкут. Клипа Бины носит название Сатариэль — скрывающая, поскольку она скрывает за собой божественность. Лилит (в классической каббале Лилит-старшая) является демонической правительницей этой клипы. Клипа Малкут носит имя Лилит.
Как самостоятельному демоническому образу, Кроули уделяет Лилит мало внимания. Однако «Книге Сердца, обвитого Змеем» ее образ все же появляется.
Речь идет об очищении Лилит от клипотических оболочек, что обращает ее в связующую собой весь мир силу любви — «Бесконечный Круг Изумрудный, объемлющий всю Вселенную».
«Linea viridis gyrat universa» — «Зеленая нить, обвивающая вселенную» (лат.), каббалистический афоризм, на который ссылается Пико делла Мирандола в своих «900 тезисах»: «Когда Соломон в своей молитве в Книге Царей говорит: “Слушайте, небеса”, — под небесами здесь надо понимать зеленую нить, которая окружает вселенную».
Как пишет Кроули в комментарии, глава книги, в которой находится этот фрагмент «посвящена первым проблескам Истины». Здесь происходит трансформация пугающих объятий змеи, не выпускающих из плена материальности, во вселенскую связь, которая связывает в том числе и человека с его Богом.
Богиня превратившаяся в демона, теперь вы узнали о ней больше!
Источник: просторы интернета
—
Лилит древняя богиня демоница, жена самого Люцифера и мать всех демонов, обладающая невероятной силой сексуальности. Она считается первой женщиной и одним из женских архетипов плодородия. Лилит наделяет женщин силой, она прекрасно понимает тьму во всей ее многогранности. Она – Королева тьмы, спящая темная мать, которая взывает к созданиям ночи. Она наделяет силой и властью тех, кто к ней обращается. Она может пробудить вашу силу и помочь стать теми, кем вы хотите быть.
Размер: 3,5 х 3,8 см. длина цепочки 50 см..
Материал: нержавеющая сталь AISI 316L.
Не темнеет, не окисляется, гипоаллергенна и не подвержена коррозии. Из нее изготавливаются медицинские инструменты, пирсинг и ювелирные украшения.