Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтайн, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата муждумирья.
Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая.
Праздник отмечается в честь начала летнего времени и победы Порядка над Хаосом. Символ Бельтайна — это слияние мужского и женского начал, бога Плодородия и Солнца Белиноса с богиней флоры Майей.
Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы.
ОБРЯДОВЫЙ КОСТЁР БЕЛЬТАЙНА
Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом Солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов.
Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь.
На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи.
Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога Солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях.
Майское дерево на Бельтайн
В Германии традиционно наряжают майское дерево. Это большой ствол, на вершине которого располагается зеленый венок. Ствол украшают цветами и зеленью. На венок надевают 7 разноцветных лент. Это дерево является символом весеннего плодородия и земледелия.
Майский ствол также воплощает образ мировой оси, вокруг которой вращается наша Вселенная. Ленточки — словно 7 цветов радуги, которые загораются на небе после дождя.
Столб — символ мужчины, а венок на его вершине — символ женщины. В соединении они олицетворяют слияние мужского и женского начал, весеннее обновление жизни на Земле.
Существует обычай вешать на майское дерево рубахи, сапоги и другие предметы. Молодые парни соревнуются в умении взобраться по стволу и забрать подарок.
Майская лепешка
Стоит отметить также еду на Майский праздник.Традиционно после разведения костров пекли особую майскую лепешку. Ее готовили из овса и жарили на углях от костра. Лепешку нельзя было класть на стол, а только брать на ладонь.
Лепешку разламывали на части, и одну из частей размазывали угольком до черноты. Этот кусочек именовали «первомайская старуха». Далее присутствующие не глядя выбирали себе по одной доле лепешки. Кто вытянет черный кусок – считался «посвященным».
Этого человека должны были принести в жертву. Разыгрывалось большое представление, как «счастливчика» пытаются бросить в огонь, но в последнюю минуту его спасали.
Весь этот спектакль разыгрывался для привлечения плодородия в наступающем сельскохозяйственном году. А «посвященного» все же заставляли прыгнуть 3 раза через костер.
Приметы и поверья
На Бельтайн существует целый ряд примет и поверий. Вот некоторые из них:
- Для защиты дома пороги и подоконники посыпают листьями и лепестками примулы.
- Девушки должны в этот день умыться росой, чтобы сохранить красоту и здоровье.
- В тот день не следует давать в долг и вообще отдавать свои вещи.
- Нельзя собирать боярышник 1 мая, чтобы не накликать беду и не потерять любовь.
- В дом приносят ветви деревьев и кустарников с распускающимися листьями как символ начала лета.
Счастливого Бельтайна дорогие друзья!
Источник: просторы интернета