Викканская религия – это всемирная религия природы, уходящая корнями как в древнее прошлое, так и в современность. Викка включает в себя возрождение, адаптацию и продолжение древних верований и практик из языческих европейских традиций и цивилизаций Древней Греции, Рима, Египта и Месопотамии. К ним относятся ритуальное разжигание костров, празднование природных циклов, использование магии, развитие и поддержание духовных отношений с животными, растениями, местами, предками и другими формами Божественного.
Развитие движения Викка
В 20 веке несколько основных влияний сошлись воедино, чтобы сформировать викканскую религию в её форме 21 века. К ним относятся труды и учения Джеральда Б. Гарднера и Дорин Валиенте, которые появились в 1950-х годах в Англии и были перенесены в США в 1962 году; движение контркультуры «назад к природе» 1960-х годов в США; и подъем феминистской духовности во всем мире в 1970-х годах.
Верования и ритуалы
Важные практики включают празднование новолуния и полнолуния, а также цикла солнца и времён года. Духовный календарь, называемый Колесом года, состоит из восьми священных праздничных периодов – солнцестояний и равноденствий, а также средних точек между ними. Преобладающим ритуальным и социальным устройством пространства для виккан является круг. Круг символизирует многие понятия, включая целостность, баланс, природные циклы, непрерывность, партнёрство и взаимосвязь.
Духовные принципы викканства включают следующее:
- почитать Божественное;
- жить, заботясь как о других, так и о себе, стараясь быть полезным и не причинять вреда;
- праздновать и настраиваться на природу и её ритмы.
Во многих викканских традициях Божественное почитается как Мать-Богиня и Отец-Бог, а также как Их Единство, также известное как «Великая Тайна». Божественное также признается проявленным через пять элементов природы (земля, воздух, огонь, вода и дух). Как и большинство других религий природы, духовная философия также является анимистической, в том смысле, что Божественное принимает форму духовного измерения не только в живых людях, но и в предках, животных, растениях, местах и во всех вещах.
Истоки викка
Викка – это современная реконструкция древних дохристианских религий Европы, особенно Северной Европы. Она ассоциируется с колдовством и использованием магии, и её основной акцент делается на поклонении в гармонии с природой.
Джеральд Гарднер
Реконструированная языческая религия, которая стала известна как Викка, зародилась в середине 20-го века благодаря британскому антропологу-любителю Джеральду Гарднеру. По свидетельству Гарднера, в 1939 году он связался с ведьмами и был посвящён в их шабаш, или сообщество. В конце концов, Гарднер разветвился и создал свой собственный тайный шабаш в 1940-х годах.
Гарднер назвал свою новую религию «мудростью» или «колдовством». Он организовал верования своего шабаша, взяв традиции, божества и ритуалы из различных языческих мифологий, а также добавил кое-что из масонского ордена и практику церемониальной магии из Герметического ордена. Он создал эту лоскутную систему верований, потому что большинство изначальных языческих верований и практик были давно забыты. В 1949 году Гарднер написал роман «Помощь высшей магии», в котором он раскрыл верования своей религии и представил её последователей как сильно преследуемых на протяжении всей истории. Это стало началом того, что виккане называют «выходом из чулана», или публичным раскрытием своей религии.
Основы веры викка
Последователи Викки принимают множество различных мифологий, ритуалов и верований. Однако существуют некоторые фундаментальные идеи и практики, общие для большинства виккан. Доминирующей формой Викки остаётся Гарднерианская, первоначальная религия основателя Джеральда Гарднера. Гарднерианская Викка исповедует веру в бога и богиню, в то, что природа является божественным творением, и в то, что элементы земли должны быть почитаемы.
Бог и богиня
Часто считается, что бог и богиня существуют во всех вещах в природе, что приводит к благоговейному отношению к творению. Это включает в себя ритуалы поклонения солнцу, луне и четырём временам года. Это также приводит к церемониальным практикам, в которых поклоняются элементам земли, воздуха, огня и воды и которые заставляют человека жить в гармонии с ритмами природы.
Существует несколько вариантов восприятия бога и богини. Некоторые виккане считают их мужским и женским аспектами одного божества, называемого «Все». Другие видят в них два отдельных божества, одно мужское и одно женское, часто называемые «Господь» и «Госпожа». Другая распространённая вера – это вера во множество дополнительных божеств, например, из языческой мифологии или фольклора, включая кельтский, норвежский, греческий, римский, египетский и другие. Некоторые не верят ни в какие божества, а рассматривают бога и богиню как просто символы психологических сил, которые были персонифицированы.
Ритуалы, магия и колдовство
Виккане следуют множеству ритуалов, большинство из которых связано с солнцем, лунными фазами и сезонными циклами. Основой большинства ритуалов является очищение пространства и участников, создание круга, произнесение заклинаний, празднование с пиршеством, песнопениями и танцами, а также церемония прощания. В ритуалах часто используется набор инструментов, символически выставленных на алтаре. Эти инструменты могут включать нож, жезл, пентакль (пятиконечную перевёрнутую звезду), потир, котёл, свечи и благовония.
Большинство виккан практикуют магию, определяемую как природная сила, которой можно манипулировать с помощью человеческой воли. Большинство заклинаний используется для исцеления, защиты, привлечения удачи или управления рождаемостью. Многие виккане имеют «книгу теней» – собрание ритуалов и заклинаний с инструкциями, стихами и песнопениями. Ритуалы и магия обычно окружают восемь саббатов (священных дней), включая равноденствия, солнцестояния и праздники Имболк (1 февраля), Белтайн (1 мая), Лугнасадх (1 августа) и Самайн (31 октября).
В Викке нет центрального органа, который бы управлял ею. В гарднерианской Викке многие люди живут или практикуют вместе в ковенах. Во главе ковена обычно стоят верховный жрец и жрица, которые отвечают за управление практикой веры внутри ковена и за процесс посвящения новых членов.
Книги и средства массовой информации
Эти новые традиции, как и гарднерианская викка, получили распространение благодаря большому количеству книг, опубликованных в 1970-х годах. Среди самых ранних были «Мастерство колдовства» Пола Хьюсона (1970) и «Книга теней леди Шебы» (1971). В 1980-х и 1990-х годах появилось больше работ по Викке, например, труды Джанет и Стюарта Фаррар, Дорин Валиенте (которая была верховной жрицей при Гарднере) и Скотта Каннингема. В большинстве этих работ содержались инструкции о том, как стать викканином, не проходя через процесс обучения и инициации, характерный для гарднеровской традиции.
В 1990-х годах телевидение и кинематограф начали изображать образ жизни виккан на экране. Такие фильмы, как «Ремесло» и телесериал «Зачарованные», открыли мир колдовства для ещё более широкой аудитории. В начале 21 века появились сотни интернет-сайтов, посвящённых Викке.
Викканское сообщество
Хотя некоторые классифицируют викканство как новое религиозное движение, поскольку оно получило известность и рост в 20 веке, викка и связанные с ней формы современного язычества не вписываются в профиль большинства новых религиозных движений. Викка очень децентрализована, и поэтому она отличается от тех многих новых религий, которые обычно сосредоточены вокруг авторитета и учения определённого харизматического религиозного лидера. Викканская религия и современное язычество ориентированы на природу и делают акцент на непосредственном личном опыте, а не на «книжности» или следовании определённому, подробному, структурированному мировоззрению, открытому пророку или учителю. Викку и язычество лучше всего объединить с другими религиями природы, иногда называемыми первобытными или устными религиями, которые охватывают анимистическое мировоззрение, шаманские духовные практики и празднование природных циклов. Викканское сообщество пересекается с родственными традициями Духовности Богини и друидизма.