История возникновения венецианских масок изначально не имела связи с карнавалом. Если первые уличные торжества засвидетельствованы уже с 1000 года, то использование масок датируется только с 1200 года, а в 1400 году рождается класс ремесленников, изготавливающих венецианские маски, так называемые «маскарери«.
Хотя сегодня маску в Венеции используют в основном только в карнавальные праздники, возможно, не все знают, что когда-то венецианцы маскировали лица в течение многих месяцев в году, и в основном по трем причинам:
- карнавал раньше начинался с 26 декабря (с праздника Святого Стефана, т.е. на следующий день после Католического Рождества) и длился по Пепельную среду (день начала Великого поста, отмечается за 46 календарных дней до Пасхи);
- маски носили как «меры предосторожности» в рискованных делах, таких как азартные игры или сомнительные обмены между торговцами и контрабандистами;
- кто был в маске «играл» определенную роль, не был узнаваем, и поэтому не мог быть арестован за свои поступки на грани законности.
История венецианских масок была связана с различными потребностями граждан во времена Светлейшей Республики. Несмотря на наиболее строгие законы, маски разрешали на протяжении веков как Венецианская версия римского словосочетания «panem et circenses» (т.е. “хлеба и зрелищ”). Это был допустимый способ позволить сгладить напряженность между социальными классами, не допуская кровопролития.
Особенно отметим — маскировались не только низшие слои общества, чтобы “утереть нос” богатым сеньорам. Даже аристократы нуждались в некоторой анонимности, чтобы иметь возможность свободно вести себя неподобающе для своего положения в обществе!
Запрещенные и разрешенные венецианские маски в истории
Некоторые социальные сферы со временем пострадали от запрета или обязательства скрывать лицо под маской. В истории Венецианской республики были известны законы, запрещающие носить маску в казино, в ночное время, в монастырях, и в публичном доме (в первую очередь из-за использования маски Ньяги (маски кошки), которую носили мужчины, занимающиеся проституцией). В то же время маска была обязательной для женщин, которые ходили в театр, но запрещенной для незамужних девушек.
Со временем маски разрешили только во время карнавала и на специальных банкетах: отсюда и ее особая связь со знаменитым венецианским праздником.
В 1797 году в связи с падением Венецианской республики, венецианская маска прекратила свое существование и не использовалась в Венеции почти 200 лет.
Самые знаменитые венецианские маски в истории
Как мы сказали в начале, история масок тесно переплетается с Венецианской жизнью. Знаменитые маски итальянской комедии-дель-арте, вымышленные персонажи или благородные ремесла и профессии — всех их увековечили в карнавале.
Вот некоторые из них:
Доктор чумы (medico della peste): во времена чумы венецианские доктора носили длинный черный плащ, скрывающий одежду и маску с длинным носом, наполненную дезинфицирующими травами, чтобы перебить плохой запах, а в руках была длинная трость, чтобы осмотреть больного без использования рук. В дальнейшем его аутентичная фигура и безошибочный профиль стали традиционной венецианской карнавальной маской;
Баута (bauta): это самая традиционная венецианская маска, которую носят и мужчины и женщины. Она может быть белой или богато украшенной, но остается одним из главных героев Венецианского карнавала. В старинные времена маска баута вместе со шляпой треуголкой и черным плащом, скрывающим фигуру, полностью гарантировала анонимность человека.
Вольто (volto, в переводе с итальянского — лицо) или Ларва: также известна под названием гражданин, повторяющая облик человеческого лица.
Карнавальные маски комедии дель-арте
Театральные, акробатические и уличные спектакли часто проводились с участием персонажей итальянской комедии-дель-арте. В этом случае детали костюмов и масок передавали точный характер героев, в отличие от классических карнавальных масок, когда маски использовались для анонимности. До наших дней дошли знаменитые венецианские маски старого жадного купца Панталоне (Pantalone) и шустрого слуги простака Арлекина (Arlechino). Эта последняя маска, изначально тесно распространенная в Бергамо и Франции, стала одним из главных символом венецианского комедийного искусства.
На венецианском карнавале Вы можете увидеть много видов масок самых различных форм и цветов. Некоторые мастера маскарери также создали маску, закрывающую лишь часть лица, и назвали её Коломбиной (Colombina), хотя одноименный персонаж комедии-дель-арте не носила маску. Эта, так называемая, полумаска часто украшается золотом, серебром, стразами и перьями.
Источник: vivovenetia