На качество тибетских поющих чаш оказывает влияние множество факторов: состав руды и сплава, из которого они изготавливаются, микроклиматические характеристики области, в которой производятся тибетские чаши, навыки мастеров, условия хранения и транспортировки.
Существуют три основных аспекта характеризующих поющие чаши, практики с ними или любое другое взаимодействие этих сакральных предметов с человеком.
Тибетские чаши: характеристики
Первый аспект – это простое, механическое воздействие колебаний стенок чаши на ткани человеческого тела при извлечении из нее вибрации (звука) ударным способом или трением. И этот аспект, аналогичен приему стабильной непрерывистой вибрации в классическом массаже. По нашему мнению – это единственный на сегодняшний день научно доказанный и логичный аспект. Именно этот аспект нужно считать ключевым в технологии выполнения Тибетского вибро-акустического массажа поющими чашами. И, именно его, мы будем рассматривать в данной публикации.
Второй аспект – это воздействие поющих чаш на психосоматическое состояние человека, на его психоэмоциональный фон. В этом случае, более уместно будет использовать синоним «музыко-терапия» или «звук-терапия». И этот аспект ближе всего будет относиться к разделу психологии и к использованию поющих чаш в работе психологов. Сюда-же, частично, можно отнести и шаманские практики с тибетскими поющими чашами, если рассматривать их не с магической точки зрения, а в аспекте, опять же – психологического воздействия преимущественно на психику человека.
Третий аспект – это те феномены и артефакты, которые так или иначе связаны с самими поющими чашами, с технологиями их производства и использования. В какой то степени, его можно назвать, эзотерическим аспектом. Сюда следует отнести все связанное с энергетической системой человека: чакрами, энергетическими каналами, аурой (биополем), астральными телами человека и пр. Кроме этого, к этому же аспекту, логично будет отнести и Шаманские практики с тибетскими поющими чашами касаемо Измененного состояния сознания (ИСС), а также трансовые состояния. Кроме этого, символизм буддизма, бон-по и руническое искусство имеют тесную взаимосвязь, если рассматривать их не догматично, а глобально.
Виды тибетских поющих чаш
По технологии производства различаются следующие виды чаш:
Кованые
Их производят ручным способом традиционной ковкой из полусферных заготовок определенного сплава. Исторически, это первый способ изготовления поющих чаш, сегодня он используется преимущественно в Непале и Индии. Кованые чаши могут использоваться для массажа, звук из них извлекается ударом или трением.
Литые
Литые поющие чаши производятся методом отлива сплава в форму с последующей обработкой вручную или на станке. Изготавливают их преимущественно в северной Индии.
Штампованные
Производятся промышленным способом путем штамповки из заготовок, как правило, из металла низкого качества для продажи в сувенирных лавках и магазинах. Для массажа такие изделия не используются.
По структуре и форме различаются:
Тонкостенные
Сегодня встречаются очень редко. Технология их производства в аутентичном виде практически не сохранилась. Есть предположение, что такие чаши производились путем ковки и соединения двух листов с образованием воздушной полости между ними.
Толстостенные
Толстостенные поющие чаши представляют собой разновидность кованных чаш, имеющих достаточно толстые стенки.
По составу различаются следующие виды чаш:
Состоящие из 5—7—9—13 металлов
Тибетские чаши могут включать 5—7—9 и 13 металлов, а самые редкие и уникальные из них содержат так называемое «метеоритное железо». Наиболее распространены чаши в которых присутствует 7 металлов: золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово, свинец.
По времени производства различаются:
Full-moon
Многие продавцы и производители тибетских поющих чаш в Непале и Индии утверждают, что существуют определенные практики, позволяющие придать изготавливаемым чашам некие мистические свойства. Например, тибетские чаши, изготовленные в полнолуние (Full-Moon), проявляют свойства подобные влиянию лунного света и могут быть использованы для соответствующих магических практик.
Кварцевые («Хрустальные»)
Производятся промышленным способом из материала, используемого в производстве микропроцессоров. Извлечение из них звука возможно исключительно трением стенок, а спектр звучания самой чаши весьма узок.
По дате производства различаются:
Антикварные
Это все поющие чаши, произведенные до 1959 года, до момента вхождения Тибета в состав КНР.
Современные
Это чаши изготовленные после 1959 года.
На Тибетских поющих чашах, как правило, чеканкой или аппликацией изображают символы и рисунки духовной или сакральной направленности. Например, зонт – символ царственного величия и защиты, богатства и власти, ваза– благополучия, здоровья и долгой жизни, знамя – знак военного превосходства, пара золотых рыбок– бесстрашия и радости, цветок лотоса– знак Будды.
Качество поющей чаши
Хорошей считается чаша, вибрация которой при контактном или бесконтактном воздействии, «откликается» в теле, физически ощущается в нем. Определить при покупке качество чаш по содержанию в их составе металлов не представляется возможным по понятным причинам.
Качество чаши зависит от:
Диапазона (широты спектра) ее звучания.
Характеристик механических показателей вибрации, длительности звучания
Сплава из которого она изготовлена.
Художественной или культурологической ценности.
Размер или вес чаши – спорный критерий ее качества.
Тибетскую поющую чашу выбирают интуитивно (нравится – не нравится, откликается – не откликается). Либо по частотным характеристикам и звуку (по нотам).
Методы извлечения вибрации из Тибетской поющей чаши
Самый распространенный способ извлечения звука из чаш с помощью так называемых стиков (колотушек, пестиков), приемами удара или трением.
Существует способ извлечения вибрации из достаточно большой чаши с помощью основания ладони.
Тибетские чаши и влияние на организм человека
Звук, который издают тибетские поющие чаши, характеризуется такими параметрами как ритм, мелодия, гармония, тембр, тон, вибрация, сила и громкость.
Вибрация
При извлечении из чаши звука ударом стика, стенки ее вибрируют механически воздействуя на окружающее пространство, в том числе тело человека, который при этом ощущает своеобразный «ветерок».
Существует предположение, что каждый орган человека вибрирует с определенной частотой. Причем, частота вибрации здорового органа отличается от таковой в состоянии патологии. Предполагают, что чаши имеют частотные характеристики, свойственные здоровому органу и поэтому положительно влияют на патологические изменения в организме и гармонизируют биоритмы мозга.
Воздействие вибрации на ткани можно сравнить с приемом стабильной непрерывистой вибрации в классическом русском массаже. Вибрация оказывает седативное действие, а при воздействии на зоны лимфатических узлов и сосудов– лимфодренажный эффект.
Слышимые звуки воспринимаются ухом и определенным образом воздействуют на центральную нервную систему человека.
Сплав
Существует предположение, что микроэлементы, входящие в состав сплава из которого изготовлены чаши могут в гомеопатических дозах воздействовать на организм.
Эзотерическое воздействие
Чаши используют в мистических и религиозных ритуалах как «генераторы универсальной энергии», научные объяснения этим феноменам отсутствуют.
Массаж Тибетскими поющими чашами
Используются две основные методики тибетского массажа: «Контактный прозвон» и «Звуковая ванна». В первой методике осуществляется контакт чаши с телом человека. Во второй он отсутствует, хотя чаша и располагаются в непосредственной близости от клиента.
Действие массажа на организм
Вызывает глубокое расслабление, уменьшает состояние беспокойства
Улучшает психофизиологическое состояние организма;
Повышает стрессоустойчивость;
Ускоряет процессы восстановления;
Способствует более глубокому и спокойному сну,
Оказывает гармонизирующее и профилактическое влияние на организм, как массируемого, так и специалиста;
Способствует уменьшению болевых ощущений;
Показания и противопоказания
Показания:
Синдром хронической усталости
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Невриты и невралгии
Состояние напряжения и стресса
Нарушение психо-эмоциональной сферы
Депрессивные состояния (с осторожностью)
Противопоказания:
Те же, что для проведения физиотерапевтических процедур.
—
Источник: Виктор Огуй, «Тибетские поющие чаши: виброакустический массаж»