Сунь У-Кун, Царь обезьян — популярный герой китайских народных преданий, театральных постановок, романов и китайской народной живописи. В фэн-шуй его образ используется как талисман, обеспечивающий хорошее здоровье, успех и защиту. По легенде, Сунь Укун — родоначальник стиля обезьяны в ушу, поэтому занимающиеся восточными единоборствами пользуются этим талисманом, наделяющим их силой, ловкостью и быстротой.
От своего первого учителя, бессмертного патриарха Сюйпути Царь обезьян получил имя Укун («познавший пустоту») и фамилию Сунь (такую же фамилию получили и все живущие на Горе цветов и плодов обезьяны).
Второй учитель Укуна также дал ему монашеское имя, Синчжэ, «путешественник». Так часто звали странствующих монахов.
Сунь Укун также известен под другими именами:
- Каменная обезьяна, так как родился из камня.
- Прекрасный царь обезьян — титул, который придумали его подданные.
- Бимавэнь (то есть конюх) — был назначен на эту должность в Небесных чертогах. В основном употребляется в качестве оскорбления.
- Великий Мудрец, Равный Небу — второй титул, придуманный подданными Сунь Укуна. После непродолжительного конфликта с оскорблённым Небесным Императором, титул был закреплён за Укуном официально. Как правило, в книге он сокращается до «Великий Мудрец».
Краткая биография
Сунь Укун представляет собой каменную обезьяну, родившуюся из волшебного камня, что напоминает аналогичный эпизод рождения Бога-Митры в митраизме. Однажды окружающие его обезьяны, живущие на Горе цветов, решили узнать, откуда берёт своё начало протекающий рядом с ними горный поток, и в итоге обнаружили водопад. Они решили, что того, кто рискнёт пройти через него и вернётся невредимым, они сделают своим царём. Пойти вызвался Сунь Укун и, обнаружив за водопадом Пещеру водного занавеса, возглавил обезьян. Хотя он и жил счастливой жизнью, Сунь Укуна беспокоило то, что рано или поздно он состарится и умрёт. Поэтому, по совету своих подданных, он отправился в путешествие в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Вернувшись в своё царство, Сунь Укун по совету своих подданных зашёл также к Царю драконов Восточного моря и попросил у него какое-нибудь оружие для себя. Так как всё человеческое оружие казалось Сунь Укуну слишком лёгким, Дракон отдал ему «посох исполнения желаний с золотыми обручами» весом в 13 500 цзиней, которым Юй в своё время усмирял воды. Заполучив посох, Сунь Укун, угрожая использовать своё новое оружие, заставил братьев Дракона отдать ему и подобающую посоху одежды.
Несмотря на самосовершенствование Сунь Укуна, он всё же умер от алкогольного отравления. Вскоре, за ним явились слуги бога Ямы. Судьи ада признавали, что произошла какая-то ошибка. Но Сунь Укун всё равно устроил скандал и вычеркнул из книги мёртвых своё имя. А также имена своих подданных. Благодаря этому, многие обезьяны на Горе цветов и плодов стали бессмертны. Как действия во дворце Царя драконов Восточного моря, так и скандал, устроенный Сунь Укуном в аду, стали причиной для жалоб Нефритовому императору. Вместо наказания Сунь Укун был взят на Небеса и назначен конюхом. Однако, он был возмущён тем, какую малую должность получил и самовольно вернулся на землю, где подданные окрестили его «Великим Мудрецом, Равным Небу». На этот раз, за то, что Сунь Укун самовольно покинул свою работу, против него было послано войско. Однако справиться с ним оно не смогло. Поэтому, император был вынужден признать титул Сунь Укуна и назначить его на более почётную, но абсолютно формальную должность. Дабы он не бездельничал на ней, в итоге ему поручили охранять персиковый сад.
В роли охранника Сунь Укун начал воровать порученные ему персики. Позднее, он узнал о готовящемся пире и обнаружил, что его туда не пригласили. Поэтому он пробрался во дворец, в котором должен был происходить пир и ещё до прихода гостей съел всё, что было приготовлено, включая эликсир бессмертия. Это вновь привело его к столкновению с небесными войсками и на этот раз его удалось временно захватить. Однако, ввиду объёмов выпитого эликсира, он стал неуязвимым и казнить его не удалось. Так же провалились попытки выплавить эликсир из Сунь Укуна, а сам он, сбежав из печи, вновь устроил дебош. В результате, усмирять его пришлось Будде, заточившему его под горой Пяти Стихий.
Освобождение Сунь Укуна
Спустя пятьсот лет, по велению Бодхисатвы Гуаньинь, Сунь Укуна освободил Сюаньцзан, монах, идущий в Западный Рай Будды Амитабхи за священными буддийскими писаниями — сутрами. В благодарность за своё освобождение, Сунь Укун стал учеником Сюаньцзана и обязался защищать его на пути за сутрами. Однако тот факт, что Сунь Укун убил напавших на них разбойников, вызвал возмущение монаха. Сунь Укун же был возмущён тем, что его за его работу отругали. Благодаря возникшей ссоре, Сунь Укун бросил своего учителя, но потом раскаялся и вернулся. Сюаньцзан же обманом заставил его надеть полученный от Гуаньинь обруч. Каждый раз когда монах начинал читать особую мантру, обруч сжимался, вызывая у Сунь Укуна нестерпимую головную боль. Так как Сюаньцзан легко поддавался обману и никогда не слушал, что ему говорит Сунь Укун, обруч в основном применялся, чтобы не дать Сунь Укуну убить злых духов. Тем не менее, Сунь Укун верой и правдой служил Сюаньцзану и защищал на протяжении всего путешествия. Но в конце путешествия на Запад, в храм Будды Сюаньцзан изменил своё отношение к своему старшему ученику Сунь Укуну и слушался его во всём.
По окончании путешествия, в награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь Укуна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь Укуна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Сунь Укун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою мать.
Сунь Укун как талисман
Талисман Царя обезьян часто используется на Востоке. В отличие от западной традиции, обезьяна в Азии — символ удачливости и мудрости, находчивости и таланта.
Согласно древней легенде, в облике обезьяны медитировал в пещере Авалокитешвара — бодхисатва сострадания.
Три обезьяны, одна из которых закрывает руками глаза, другая — уши, а третья — рот, в буддизме иллюстрируют идею отречения от зла и призывают не видеть зла, не слышать зла и не говорить о зле. Согласно легенде, боги послали на землю обезьян-лазутчиков, которые доносили им о людских грехах, и изображение трех обезьян стало талисманом от доносов и клеветы. Кроме того, три обезьяны — спутники бога Ваджраякши, защищающего людей от духов, болезней и злых демонов.