В давние времена древние славяне поклонялись не только стихиям или различным животным, но и божествам, которых они наделяли особой мудростью, персонажам, о которых мы все знаем из народных сказок, отводили день самой природе и матери Земли.
Их праздники, как правило, приурочены к циклам Земли, Солнца, Луны. Месяца года имели свои названия, которые как раз и отображали всевозможные преображения природы. Так, май месяц старославяне называли — травень. Календарь празднований старославян в травне или мае месяце.
Неделя с 1 по 7 мая у славян называлась Вешие дни. Этот весенний период времени предшествовал празднованию Дня Матушки-Земли. Он был посвящен у древних славян памяти своих предков.
День богини Живы или Живин день
В ночь с 30 апреля на 1 мая у старославян начинался праздник, посвященный богине Живе. Она олицетворяла собой прародительницу всего живого. Являлась не только богиней весны и самой жизни, но и покровительницей молодых девушек и женщин.
В эту ночь проводились специальные очищающие обряды и ритуалы, прославляющие богиню Живу, которая принесла весну, тепло и оживила вокруг всю природу. Для этого разжигался на горе костер, через который все прыгали. Женщины с метлами в руках проводили вокруг него очищающие от всевозможной нечисти ритуальные танцы.
Днем, 1 мая, все отдыхали, а вечером на берегах рек, водоемов, вновь разжигались ритуальные костры. Проводились купания еще в холодной, но очищающей от сил Нави воде.
Русалий дeнь
2 мая праздновали ранее и Русалий день. Считалось, что этот праздник объединяет в себе две противоположные друг другу стихии — воды и огня. Души, находящиеся в потустороннем мире узнают о приходе весны в мир Яви. В реках и водоемах русалки начинали свои веселые игры. Люди старались их задобрить и проводили различные языческие обряды, призывая дождь на свои нивы.
Празднование в этот день было посвящено ожившей природе, свежей зелени, молодым, пробивающимся росткам.
День Даждьбога
День Даждьбога старославяне праздновали 6 мая. Даждьбог (или Дабь, Радигош, Сварожич) был для них одним из самых почитаемых богов.
Имя его в переводе означает — бог жары, а символами его являлись золото и серебро. Древние славяне считали его не только Богом несущим солнечный свет, тепло, плодородие, но и мужем Богини Живы, вместе с которой он дал жизнь нашей земле после всемирного потопа.
В день Даждьбога люди выгоняли впервые после долгой зимы пастись скотину на поля и луга. Они жгли ритуальные костры и просили Даждьбога, чтоб он не дал в обиду их скот ни зверю, ни человеку. Прославляли его и на вспаханных нивах, пели хвалебные песни, радовались приходу тепла и скорому лету. Славили Даждьбога и за то, что он победил Велеса и вернул тучи дающие дождь. Согласно древним преданиям, Велес украл их у Перуна и спрятал далеко в горах на Кавказе.
Пролетье
7 мая старославяне отмечали праздник Пролетье, знаменующий собой встречу с летом. Люди совершали специальные ритуалы посвященные пробуждению Земли и славили богиню Живу, которая согласно преданиям в этот святодень воскресает из мертвых.
Проводились и массовые, традиционные гуляния с обязательным разжиганием священных, больших костров в знак приближающегося лета, играми и плясками, с песнями и хороводами.
Вешнее Макошье или дeнь матушки-Земли
10 мая считался у старославян святоднем, когда матушка Земля просыпается, и ее славят как именинницу. В этот день не пахали, не боронили, не копали землю. Проводили посевные обряды и специальные ритуалы для зачатия детей, связанные с зерном, бороздой и сторонами света.
Люди поклонялись в этот день Велесу и Макоше, воины давали клятву матери-Земле всегда беречь и защищать ее от вражеских сил, а волхвы шли в широкое поле, ложились на зеленую, молодую травушку-муравушку и слушали, что им матушка-Земля рассказывает.
Ярило Мокрый или Троян
22 мая — праздник Ярило Мокрый, который знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Даждьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Также в этот день оказывались почести так называемому Сварожьему Триглаву – его представляли три языческих божества Сварог, Перун и Велес. Эта триада отвечала за Правь, Явь и Навь. Троян и представлял мощь этих троих божеств, когда они объединились для борьбы с Чёрным Змеем или Чернобогом.
В этот праздник славяне отдавали должное умершим предкам и изготавливали так называемые обереги – предметы, призванные защищать их от неприятностей, которые доставляли им русалки и души убитых. Чтобы уберечься от нечистой силы, женская половина селения «опахивала» его по кругу.
Народ утверждал, будто в этот день земля тёплая. Этому существовали подтверждающие поговорки «В Дух день земля паром исходит». Считалось, что в этот день нечистая сила отступает. Существовал также обычай накануне этого праздника слушать землю, которая «говорила» знающим, где лежит клад. Роса в этот день считается целебной.
Неделя Рода или Грудие Росное
С 20 по 30 мая старославяне просили Рода о том, чтоб пошел дождь и о богатом урожае. Волхвы в этот период времени производили свои обряды и приносили специальные жертвы.
Зеленые Святки или вторые русалии
С 26 мая по 2 июня праздновались Зеленые Святки или вторые русалии. Эта череда святодней была посвящена прощанию с весной и проводам сестры Ярилы — Костромы. В эти дни так же считалось, что уходит весна (дева Леля) и на ее место приходит взрослая жена — богиня Лада, символизирующая собой лето.