Череп: символизм и значение

череп картина

Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия с давних времён. В то же время его рассматривали как вместилище души, человеческой жизни, и наделяли необычной ритуальной ценностью.

У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп — это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы. В христианской традиции череп стал именоваться Адамовой головой, — он стал символом будущего воскресения, силы духа и бессмертия души. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов распятия или креста.

Символ черепа дуален: он заключает в себе два противоположных значения. Череп одновременно является и символом смерти и символом противостояния ей. Значимость этого символа становится все очевиднее, потому он всё чаще появляется массовой культуре.

В современном мире череп для обычного человека означает что-то плохое, страшное и вообще считается знамением чьей-то смерти. И хотя действительно череп часто используют как инструмент устрашения, его значение среди разных народов крайне сильно варьируется.

skull candle

Зарождение символизма черепа

Современное значение черепа как символа смерти начало складываться в Европе в средневековье. Действительно, череп обозначал скоротечность жизни и неминуемое старение всех живых, но не только это.

Славяне и европейские народы считали, что в черепе человека хранится вся его духовная сила и что после гибели, душа остаётся именно в черепе. Средневековые европейцы часто использовали черепа как оберег от злых сил, ведь дух, обитавший в нём, обладал свойством защищать дом от разных ненастий.

В европейском позднем Средневековье и Ренессансе тема смерти составляла основу макабрических сюжетов, где главную роль играли полуразложившиеся тела и скелеты. Один из самых известных макабров — «пляски смерти», хоровод мертвецов, играющих на музыкальных инструментах. Истинный великий уравнитель Смерть кружит в танце представителей разных сословий. Этот образ обыгрывали в поэзии, на картинах, фресках и гобеленах, в карнавальных процессиях. Макабрические сюжеты имели назидательную природу (memento mori, «помни о смерти», что также означает: «помни о душе»), но со временем сдвинулись в сторону социальной сатиры.

Накануне Реформации католическая церковь начала утрачивать свое влияние. Результатом стало «рождение трупа» — пристальное внимание западноевропейской культуры к образам неживого тела и разложения. Теперь они обозначали не столько надежду на спасение, сколько мучительные сомнения в его возможности, а то и кризис веры.

Неслучайно Гамлет, ключевая фигура Нового времени, произносит свой монолог, держа в руках череп «бедного» Йорика. Вопрос о смысле существования, о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, и о том, «какие будут в смертном сне мечты», — суть речи, которую датский принц адресует черепу покойного шута.

В XVI веке получил распространение живописный жанр ванитас, название которого происходит от латинского vanitas — «суета». Череп — доминанта таких натюрмортов. С одной стороны, картины всё так же напоминали о смерти, с другой — в них практически отсутствовала моральная составляющая: нет идеи возвышения человека, мы видим только символы бренности бытия и естественности кончины. 

картина memento mori

Череп в мифологиях народов мира

Череп нередко использовался и в мифологии разных народов мира, чтобы продемонстрировать как рождался сам Мир.

В скандинавских легендах о создании Мира описывается, как из тела первого великана Имира, Один и другие ассы создавали Мидгард и другие миры. Из черепа, например, было соткано небо. У народов Юго-восточной Азии была похожая легенда, где уже из тела и головы Монстра был создан Мир.

Череп животного активно использовался и скифами. Они сохраняли в идеальном виде черепа лошадей и клали в могилу с усопшим, чтобы тот не остался без защитника и проводника на том свете. Кельты считали, что черепа сулят удачу и богатство.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида, которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина, которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова – Медузы Горгоны.

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особ божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней.

маски-черепа на мексиканском Дне Мёртвых

Череп в других религиях и культах

Восточные религии чаще признают бренную жизнь злом, а смерть благом. Поэтому череп в них череп воспринимается вместилищем интеллекта, духа и энергии жизни. Древние шаманы использовали настоящие мертвые головы и их изображения во время отправления культов. После распространения буддизма поклонение черепам прекратилось, но они остались в атрибутике новой религии как особого рода священные предметы, с помощью которых можно общаться с душами. Индуизм тоже почитает изображение черепа. Богиня Кали часто изображается с ожерельем из 50-ти (по количеству букв в санскритском алфавите) черепов, которые символизируют череду перевоплощений человеческой души. Кроме того, на буддистском Востоке смерть через отсечение головы считалась священной инициацией, наилучшим выходом души из тела в конце ее земного существования.

Также черепа — важная часть мексиканского культа мертвых, в котором почитание предков сплетается с католической верой. Сегодня на празднике El Dia de los Muertos можно приобрести множество товаров с погребальной символикой, включая детские игрушки и конфеты, а также традиционный «хлеб мертвых», на котором более или менее схематично изображают череп и кости.

Сегодня черепа не утратили свою ценность. Хотя уже немного людей в наше время верит в их магическую силу. В современности черепа также несут смысловую нагрузку, используются как обереги.

Значение черепа как оберега

Череп животного или человека олицетворяет скоротечность жизни, неумолимого старения, увядания, а также смерти. Потому зачастую колдуны используют костную часть головы для контакта с миром мертвых и потусторонними сущностями. В христианстве символ изображался рядом со святыми, чтобы показать отречение от земной жизни и переживаний. Для гаданий, практики раньше ставили черепушку в изголовье кровати и просили помощи в сновидениях.

Современные эзотерики используют древний магический символ для следующих целей:

— выход на контакт с мертвецами для проведения черно-магических ритуалов;
— выявление лжецов во снах;
— усиление ритуалов черной магии;
— улучшение умственных способностей и концентрации;
— защита с помощью черепа тотемного животного.

По поверьям, в черепе также заключена вся жизненная сила человека. Потому дух после смерти остается именно там. Через материальное вместилище налаживается связь с умершим, к которому обращаются за помощью и сакральными знаниями. Дух, заключенный в черепе, также способен защитить и уберечь живого.

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top