В каждой хорошей поющей чаше заложен свой потенциал. Хорошая и качественная поющая чаша обладает конкретной звуковой волной, которую можно измерить тюнером либо одной из многочисленных программ, легко устанавливаемых на смартфон. А также — неповторимым звуковым полем обертонов, дополняющих эту звуковую частоту. Потенциал чаши раскроется в окружающем пространстве во время звукоизвлечения — и будет во многом зависеть от аксессуаров, таких как стик или колотушка, используемых в практике с этой поющей чашей.
Если вы посетите сеанс звукотерапии или массажа поющими чашами, либо окажетесь на медитативной практике (при условии, что эти сеансы проводит практик с хорошим опытом), вы однозначно увидите вокруг него целый набор стиков и колотушек разного размера, с разным покрытием и т.д. И это неспроста. Практики с опытом имеют в своем арсенале большой ассортимент всевозможных стиков и колотушек, посредством которых они извлекают из одной и той же поющей чаши разной глубины звуки, призвуки и вибрации. Безусловно, на это влияет опыт, навыки и знания практикующего. Но также большое значение на результат окажут аксессуары.
Стик резонатор — что это?
Стик представляет собой палочку цилиндрической формы из разных пород деревьев, что придает им разный вес. Он может быть разных форм, что также влияет на звукоизвлечение. Бывают стики покрытые тканью или замшей и без такого покрытия. Но для корректной практики используются стики с покрытием. Стик для поющей чаши применяется по большей части при извлечении звука из чаши посредством вращательных движений (трения) по внешней кромке. Трение может производиться как по часовой, так и против часовой стрелки. Этот способ направлен на извлечение равномерного и непрерывного звука средней интенсивности. При этом от чаши распространяется мягкая вибрация, чаще всего используемая для знакомства тела человека с вибрациями чаши перед дальнейшим увеличением их интенсивности в массажной практике. Также иногда такая техника применяется по внутренней кромке чаши. Это несложный процесс, требующий наработки определенного навыка.
Также стиком возможно звукоизвлечение посредством удара по кромке поющей чаши. Такой метод направлен на извлечение яркого, высокого звука. Подобный звук используется для мягкого, локального воздействия либо акцентирования внимания и др.
Выбор размера стика
Так вот, именно от правильного выбора стика зависит гармоничное звучание чаши и отсутствие диссонирующих призвуков. Правильный стик — стик, соответствующий размеру чаши.
Если мы возьмем большую поющую чашу для массажной практики и выберем для работы с ней маленький стик, предназначенный для работы с маленькими тибетскими чашами — в этом случае гармоничного звукоизвлечения скорее всего не получится. Стенки поющей чаши начнут колебаться (это проявление вибрационной волны поющей чаши) с полуоборота, и маленьким стиком будет просто не удержать эти колебания. При дальнейшем вращении стиком по стенке поющей чаши вибрация будет отталкивать стик от стенки. Это будет рождать скрежет, посторонний стук и разные призвуки в звучании поющей чаши. Посредством такой звуковой какофонии вам будет сложно гармонизировать чье бы то ни было состояние. А мягкая вибрация, которая только начнет зарождаться поющей чашей, будет также не однородной, а прерывистой (проявляться рывками) — это также будет некорректно при знакомстве тела с поющей чашей.
Другие характеристики
Стиков в магазинах Азии, а следовательно, и на наших просторах можно встретить великое множество. Для чаши стик должен быть соответствующего размера и веса. Здесь стоит придерживаться принципа: чем больше поющая чаша у вас в руках, тем больше и тяжелее должен быть стик, чтобы своей поверхностью он мог завести поющую чашу и своим весом «удержать» и продлить ее гармоничное звучание и равномерные вибрации.
Маленький стик — для небольшого диаметра поющих чаш
Еще одно основное условие помимо размера и веса: для корректной работы с поющей чашей рабочая поверхность стика должна быть покрыта тканью либо замшей. Часто встречаются маленькие стики для поющих чаш без каких-либо покрытий – эти аксессуары чаще продаются для сувенирных поющих чаш, либо используются исключительно для совсем маленьких чаш меньше 10 см, так как их очень сложно “завести”. Деревянный стик без тканевой поверхности при звукоизвлечении будет дополнительно создавать сильный металлический призвук от трения дерева о поверхность поющей чаши. Тканевая или замшевая поверхность исключает этот яркий, металлический призвук, дополнительно смягчая ход стика по кромке поющей чаши.
Средний стик — для поющих чаш среднего диаметра
Итак, для начала подберите для себя качественный инструмент. Далее для него нужно подобрать соответствующий размером стик, а следом, немного попрактиковавшись, обрести навык работы. Только после этого ваша поющая чаша будет гармонично звучать с вами в унисон.
Источник: Звуки Тибета