Волшебник или Чудотворец?
6 декабря в Католической церкви отмечается день памяти святого Николая (полностью — святой Николай Мирликийский, епископ Мира (город в древней Ликии, современная Анталия, Турция). Доподлинно немногое известно о святом Николае. Он родился 15 марта 270 года, умер 6 декабря 346 года. За многие чудеса, совершаемые им, святой Николай известен еще и как Николай Чудотворец или Николай Угодник.
При жизни Николай имел репутацию «тайного дарителя» — человека, который мог сделать что-то доброе незаметно: например, положить монеты в ботинки бедняку, чтобы последний их случайно нашел. Примечательно, что святой Николай избежал процесса канонизации, святой стал официально считаться святым просто из-за вековой и крепкой веры людей, среди которых его репутация всегда была таковой. В 1087 году его мощи были перенесены в г. Бари (южная Италия). По этой причине он также известен как Святой Николай из Бари. Исторически святой Николай почитается в среде католиков, православных, некоторых англикан и лютеран.
Святой Николай — краткая биография
По преданию, святой Николай родился в семье состоятельных родителей-христиан (возможно — управленцев рыболовецким флотом) на территории Малой Азии в греческой колонии Патара римской провинции Ликия. Унаследовав от родителей крупное состояние, Николай отдал его на нужды благотворительности. Еще в раннем детстве Николай проявлял религиозное рвение и посвятил свою жизнь Богу. Считается, что во времена римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305), Николай был рукоположен во священника.
В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан во всей империи. Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство. В мае 305 года оба императора отреклись от престола, после чего произошли кардинальные изменения в политике по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305-306) положил конец систематическим гонениям. А в восточной части, Галерий (годы правления 305-311) продолжил преследования вплоть до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре.
Гонения 303-311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи. После смерти Галерия христианские общины стали развиваться, к этому-то периоду и относится основные события еписпоской жизни святого Николая, который успел стать участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее. Благодаря своему характеру и щедрости, чувству справедливости (Николая почитают как защитника тех, кого постигла участь быть гонимым из-за чужой клеветы), разнообразной благотворительной деятельности, Николая очень любили у себя дома, в Мире.
Почитание Николая как святого
Почитание Николая как святого началось относительно рано. Уже Юстиниан I, император Византии (Восточной Римской империи) построил храм в честь святого Николая в столичном Константинополе. В соответствии с легендой, Николай в одном из своих морских путешествий между Мирой и Александрией воскресил моряка, сорвавшегося с мачты в шторм и разбившегося насмерть.
Местный епископ Миры только что умер, и отцам церкви в сновидении было велено выбрать следующим епископом «человека победы» (греч. Никеи). Моряк, который явился вместе с Николаем в церковь, вместо молитвы начал рассказывать всем о своем чудесном спасении человеком по имени Никеи-Лаос. Слухи дошли до отцов церкви и им не оставалось ничего, кроме как избрать Николая новым епископом.
Наиболее известна, однако, легенда о бедняке и о трёх его дочерях, которых он не мог сосватать из-за того, что у семьи не было надлежащего приданого. Узнав о горе этой семьи, святой Николай решил помочь, но помочь так, чтобы тем самым не унизить бедняка, который весьма стеснялся своего положения в обществе. Под покровом ночи Николай подошел к дому бедняка и подбросил в открытое окно три кошелька (по одному на каждую дочь), наполненных золотыми монетами.
По другим версиям — Николай подбрасывал по одному кошельку в течение трёх ночей, или по одному кошельку в течение трёх лет, причем каждый год одна из дочерей достигала возраста «на выданье». Так либо иначе, эти две версии сходятся на том, что в третий раз отец решил подождать в «засаде», чтобы узнать, кто их благотворитель.
В одной версии «пойманный» Николай сказал бедняку, что благодарить стоит вовсе не его, а Господа. В другой версии Николай узнает о плане бедняка и бросает последний кошелек через дымоход; в это время над углями камина сушились чулки дочери, в один из которых и угодил кошелек с золотыми монетами.
Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?
Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад. Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал почитаться на Западе как покровитель детей.
Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, что бы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.
Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост, когда все с нетерпением ждут начала Нового года. Видимо в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску.
Святой Николай в традициях других стран
В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.
Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо “Отца Рождества”, либо “Рождественского деда”, либо “Звездочета”! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому. Посему история преображений святого Николая на этом не заканчивается.
Важным этапом в перевоплощении стала поэма “Приход святого Николая”, написанная Клементом Кларком Муром, опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки. В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял епископские облачения и пересел на упряжку оленей.