Муранское стекло: история появления.

муранское стекло

Почему муранское стекло называется именно так? Оно было названо в честь одного из крупных городов Венецианской лагуны — Мурано, где и производили это художественное стекло.

История производства стекла в Венеции восходит к временам Римской империи, когда литое стекло использовалось для освещения бань. Сочетая римский опыт с навыками, извлеченными из Византии и торговлей с Востоком, Венеция стала известным центром производства стекла уже в 8-м веке. Одна из самых ранних печей для стекла на венецианском острове, построенная в 8 веке, была открыта археологами в 1960 году.

К концу 1200-х годов производство стеклянных предметов самого высокого качества стало основной отраслью города, что подтверждается созданием Гильдии стеклодувов, которая устанавливает правила и нормы для ремесленников. Целью гильдии было сохранить секреты торговли и обеспечить прибыльность отрасли. В соответствии с этими целями закон 1271 г. запрещал ввоз иностранного стекла или наем иностранных стеклодувов.

В 1291 году был принят еще более радикальный закон, который заложил основу для создания Мурано в качестве главного центра по производству стекла. Этот закон требовал, чтобы все печи, используемые для производства стекла, были перемещены из Венеции в Мурано, чтобы избежать риска пожара от печей, так как в городе были в основном деревянные конструкции. Многие историки сходятся во мнении, что истинный мотив этого закона заключался в том, чтобы изолировать мастеров по стеклу туда, где они не смогли бы раскрыть секреты производства. Последующий закон, принятый в 1295 году, запрещающий стеклодувам покидать город, подтверждает эту теорию.

XV и XVI века. Расцвет стекла

Ремесленники, работающие в торговле стеклом, были хорошо вознаграждены за свои усилия. У них был привилегированный социальный статус, и их дочерям разрешалось вступать в брак с самыми богатыми и благородными венецианскими семьями.  Этот умный подход, обеспечил правительству Венеции сохранность секретов производства, так как производители стекла поощряли своих детей заниматься торговлей, а торговые секреты оставались в семьях и стимулировали мастеров к творчеству и работе, что вело к инновациям и дальнейшему успеху. Это, наряду с удобным расположением Венеции на перекрестке торговли между Востоком и Западом, дало Венеции монопольную власть в производстве и продаже качественного стекла по всей Европе, которая длилась веками.

Муранское стекло достигло пика своей популярности в 15 и 16 веках. В 15 веке мастер Анджело Баровье открыл процесс производства прозрачного стекла — (cristallo) — который позволил мастерам муранского стекла стать единственными производителями зеркал в Европе. Кроме того, популярность китайского фарфора среди европейской знати способствовала открытию и производству фарфора, имитирующего белое стекло (lattimo).

XVII век. Медленный спад популярности венецианского стекла

Начиная с 17 века, муранское стекло вступило в период постепенного упадка. По мере того, как венецианская власть захватывала торговые пути и становилась все более влиятельной, ее монопольная власть в производстве стекла также исчезала. Новые центры ремесла появились в Богемии, Англии и Франции. Тем не менее, 17-й век все еще видел инновации в муранском стекле, поскольку новые технологии продолжали появляться, движимые сильными тенденциями барокко, которые распространились на европейскую архитектуру, живопись, предметы интерьера и другие формы искусства и ремесла.

Ярко окрашенные, сложные стеклянные украшения с цветочными и животными мотивами стали популярными. Новые стеклянные приемы включали аввентурина (металлические пятна в стекле для придания блеска) и кальседонио (иллюзия полудрагоценных камней), рельефные украшения на стекле и бусины миллефиори. Эти новые методы были настолько успешными, что даже королевские дворы заказывали стеклянную посуду у мастеров Мурано. Одним из примеров является датский король Фридрих IV, который в начале 17-го века приобрел коллекцию стекла, которая в настоящее время экспонируется во дворце Розенборг в Копенгагене.

Муранское стекло в XVIII и XIX веках. Падение и рост

В 18 веке спад продолжался и усугублялся ухудшением политического климата и усилением конкуренции со стороны производителей стекла в Богемии и Франции. Изобрели некоторые новые методы, такие как гравировка на стеклянной посуде и зеркалах, но они не оказали заметного влияния. Промышленность резко сократилась после завоевания Наполеоном Венеции в 1797 году и упразднения всех гильдий Венеции, включая стеклодувов.

В 1814 году передача Венеции из Франции в империю Габсбургов привела к окончательному смертному приговору для производства муранского стекла, так как правители Габсбургов предпочли свой родной стекольный центр в Богемии и приняли законы, делающие чрезмерно дорогими ввоз необходимых материалов в Мурано и экспорт конечного продукта. , В результате почти половина из 24 печей, существовавших в Мурано в 1800 году, была закрыта к 1820 году, и только 5 печей продолжали выпускать выдувное стекло. Однако, несмотря ни на что, отрасль не умерла полностью, это поддерживалось личной преданностью ремесленников их многовековому ремеслу.

Возрождение технологии

Прорыв произошел в 1854 году, когда шесть братьев Тосо открыли фирму Fratelli Toso, которая первоначально производила предметы домашнего обихода из стекла и оконные стекла, но затем переключилась на возрождение забытых технологий прошлого. Пять лет спустя Антонио Сальвиати приехал в Венецию из Виченцы, где он занимался юридической практикой, чтобы открыть завод по производству традиционного муранского стекла. Он увидел возможность возродить ремесло, производя плитки, которые можно использовать для восстановления старых венецианских мозаик, и он нанял лучших мастеров Мурано для работы на его фабрике. Один из его стеклодувов, Лоренцо Ради, провел много времени во время австрийского правления, заново открывая старые методы и приемы, которые использовались для создания старых венецианских мозаик.

План Сальвиати сработал, и вскоре венецианские власти подписали с его фирмой пятнадцатилетний контракт на реставрацию мозаики в базилике Святого Марка. Примерно в то же время, в 1861 году, мэр Венеции Антонио Коллеони и аббат Винченцо Дзанетти решили собрать архив, посвященный истории Венеции, содержащий не только различные произведения, но и предметы искусства, созданные в городе. Сбор предметов для архива вызвал новый интерес к истории Венеции, ее прошлой славе и ее знаменитым ремеслам, включая производство стекла. Это, в свою очередь, побудило чиновников создать школу для стеклодувов, где они могли бы вновь изучить забытые приемы и секреты ремесла.

Кульминационным событием в возрождении муранского стекла стала выставка, созданная Архивом в 1864 году для демонстрации всех последних работ по стеклу и возрождения духа конкуренции среди мастеров. По пятам этой выставки были и другие международные выставки, такие как очень успешная универсальная выставка в Париже в 1867 году, где Сальвиати выставил более 500 работ, сделанных его фирмой, и получил международное признание и множество медалей. Этот успех и известность привели к полному возрождению Мурано, который снова стал процветающим экономическим центром, в котором к 1869 году работало 3500 человек.

Муранское стекло в XX веке – новые идеи

В начале 20-го века мастера по изготовлению стекла Мурано все еще были очарованы воспроизведением классических стилей и повторным открытием древних техник, что и было очевидно на Муранской и Венецианской выставке «Выбор стекла и стеклянных предметов», организованной в 1895 году в мэрии Мурано. Правила выставки диктовали, что выставленные работы должны быть репродукциями старинной стеклянной посуды. В этом важном мероприятии приняли участие международные коллекционеры и поклонники стекла, которые высоко оценили работы, основанные на уникальной традиции Мурано.

1895 год был также временем первой Венецианской биеннале (выставка), на которой были представлены новые произведения искусства в стиле авангард и модерн. Это подчеркнуло разрыв между современными тенденциями, набирающими силу в Европе в то время, и работами мастеров Мурано, которые были глубоко привязаны к стилям и методам прошлого. Этот разрыв стал еще более очевидным на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, за которой последовали выставки декоративно-прикладного искусства в Турине в 1902 году и Милана в 1906 году.

Некоторые ремесленники из Мурано, такие как Витторио Тосо Борелла, стали восприимчивыми к новым ветрам, дующим на художественной сцене и начал производить предметы в стиле модерн. В 1920-е годы модерн постепенно заменяется более современными стилями с более простым, чистым и функциональным дизайном. Арт-деко занял центральное место, и вместе с ним появились менее декорированные предметы с более мягкими линиями и больше внимания уделялось стеклянной посуде как части дизайна интерьера, а не как произведению искусства.

Источник: antikzone

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top