О культе лабриса в Греции
Двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила, встречается в мифологии у различных народов. Как правило, это солярный символ, а также олицетворение грома и молнии.
Лабрис в греческой мифологии был атрибутом Зевса. Гефест по просьбе Зевса взял у него лабрис, чтобы разрубить ему голову, из которой родилась Афина.
Согласно Р. Грейвсу, трезубец Посейдона и перун Зевса первоначально были одним и тем же оружием — священным обоюдоострым топором (лабрисом). Различия между ними стали проводить только тогда, когда Посейдон стал морским богом, а Зевс богом-громовержцем.
Некоторые считают, что «labrys» этимологически связано со словом лабиринт. В контексте мифа о Тесее — греческом герое, убившем Минотавра, — лабиринт часто ассоциируется с минойским дворцом Кноссос. Но, согласно Фундаментальные символы: универсальный язык священной науки Но, похоже, «лабиринт» не связан напрямую с обоюдоострым критским топором.
Согласно книге Громовое оружие в религии и фольклоре: исследование в области сравнительной археологии Двойные топоры использовались как изображение молнии и даже почитались как божества-покровители в микенский период с 1600 по 1100 год до н.э. Также считается, что каменный топор носили как амулет, поскольку он считался громовым камнем.
От двойного топора, лабриса, произошло название жречества в Дельфах — лабриады,- которое существовало еще в классическую эпоху.
Лабрис на острове Крит
На римском Крите этот символ часто ассоциировался с амазонками, племенем женщин-воинов в греческой мифологии, которые отказывались следовать патриархальной культуре. Существует древняя мозаика, изображающая воительницу-амазонку с оружием, похожим на топор, во время войны.
Некоторые исследователи находят на минойском Крите следы почитания Зевса. Думается, это ошибочная точка зрения, так как двойной топор несомненно принадлежал женскому божеству. В то же время почитание лабриса и священного быка, который также являлся эооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу), несомненно, происходит с Крита. Не случайно Зевс, согласно мифу, родился на Крите.
Главным обрядом на минойском Крите было заклание священного быка. Интересно, что подобный обряд зафиксирован античными авторами на о. Тенедосе, где совершались жертвоприношения теленка Дионису. Наносивший удар после этого обращался в бегство, и за ним устраивалась погоня. Он спасался в сторону моря; это, по-видимому, означало, что очищение от убийства он сможет получить, лишь отплыв за море. По всей видимости, удар наносился двойным топором (лабрисом), так как на монетах Тенедоса (чеканку можно проследить с середины VI в. до н. э.) постоянно изображался двойной топор, «лабрис».
Серебряная дидрахма. Тенедос, 550-470 гг. до н.э.
Значение и символика оружия лабрис
Лабрис, он же двуглавый топор, имеет различные значения и коннотации, и вот некоторые из них:
- Символ защиты — По мнению археологов, двойным топорам на алтаре в Кноссе поклонялись как богам молнии или защитным божествам. Также считается, что преобладала вера в громовой камень, и каменные топоры носили как амулеты, прославляющие богов грома.
- Символ расширения прав и возможностей женщин — В минойском искусстве лабрис изображен только у женщин. В современном мире он символизирует силу и феминизм гомосексуальных женщин, уподобляясь амазонкам (племени женщин-воинов в греческой мифологии), которые отвергли ценности патриархальной культуры. Часто используется как символ солидарности и матриархата.
- Символ женского мужества — В истории древние греки использовали мечи, копья, фалангу, баллисту, а также доспехи и щиты. Однако боевой топор ассоциируется с амазонками на поле боя, поэтому символ олицетворяет силу женщин-воинов.
- Представление греческого неоязычества — Сегодня лабрис используется как символ эллинского политеистического реконструктивизма. Эллинские политеисты поклоняются древнегреческим богам, включая олимпийцев, героев, богов подземного мира и богов природы, и обычно находятся под влиянием древнегреческих философов и писателей.
Источники: sarmata.livejournal.com, Аvareurgente