Индийская роспись в интерьере

Индийская роспись

В Джайпуре, столице Раджастхана, в так называемом «Розовом городе», зародилась Раджпутская живопись. Основной её формой являлась миниатюра, которая создавалась придворными художниками в мастерских при дворах раджпутских князей, как правило, на рукотворной бумаге или на плоских элементах деревянной мебели. Однако в Индии издревле существовала традиция не только миниатюрной живописи, но и росписи стен ритуальными картинами и орнаментами, носившими магико-охранительный характер. Эта индийская роспись по большей части была похожа на увеличенные раджпутские миниатюры.

Бумажное производство в мусульманских странах было перенято у китайцев приблизительно в VIII веке н.э. Одним из лучших центров по производству бумаги был Самарканд. В Индии бумага делалась из бамбуковых, джутовых, шёлковых волокон и текстильной ветоши. Технология производства бумаги в Индии, в кустарных условиях, не могла быть чётко стандартизована, поэтому она была разного качества, её толщина и текстура бывали разной.

Виды красок

Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории. Не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик (красный), охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий) – достаточно было их хорошо растереть и промыть в воде и пигмент был готов. К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки:

  • свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте),
  • угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева),
  • киноварь, которую готовили из ртути и серы,
  • синий пигмент добывался из растения индиго,
  • кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) и т. д.

Технология создания миниатюры была такова. Бумага сначала разглаживалась каменным бруском. Затем кистью и чернилами наносился предварительный рисунок (обычно коричневой краской), который покрывался тонким слоем белил, чтобы закрепить и сделать его почти незаметным в готовой картине. После этого накладывались краски. Их наносили слоями, каждый из которых полировался и растирался (для этого миниатюру клали на гладкую поверхность изображением вниз и растирали бруском мягкого полировального камня).

При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро. Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений.

Источником вдохновения для раджпутских художников служила религиозная и светская литература. Очень часто использовались сюжеты из индийских пуран (собрания древних сказаний) –прославленных эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна».

Индийская роспись
знаменитый орнамент пейсли — «огурцы»

Индийская керамика

Обратимся к джайпурской голубой керамике. Посуда, выполненная в данном стиле и из одноименного материала, чем-то отдаленно напоминает нашу роспись под гжель.  Все те же светло-голубые, синие и белые сочетания. В данном случае на это индийское направление в росписи большое влияние оказала английская мода. Влияние Англии на Индию в 19 веке было очень велико и не отразиться на индийской культуре это не могло. В свою очередь, в Европе в это же время продолжало царить увлечение бело-голубым фарфором и всеми его разновидностями. Это модное течение в Индии было воплощено в жизнь со своим особым южным колоритом.

Прежде всего, нельзя не сказать несколько слов о самом материале, из которого изготавливалась посуда. Джайпурская керамика (названная так по месту своего производства) имеет уникальный состав, по сути дела не являющийся керамикой как таковой – состав материала схож с составом белого силикатного кирпича. Особенностью изделий из такой «керамики» является то, что на ней практически никогда не бывает трещин. Обрабатываемая особым образом посуда из данного сырья, в дальнейшем подвергается не менее специфической росписи. Рисунок выполняется белым, синим кобальтовым и бирюзовым цветами; причем очередность нанесения рисунка также имеет большое значение. Сначала, на белую поверхность наносили кобальтом контуры рисунка, а затем уже заполняли его прочими оттенками сине-голубого цвета. Само изображение также носит ярко выраженный восточный характер – на известном джайпурском блюде можно увидеть Кришну с флейтой.

Индийская роспись

Как правило, все предметы, выполненные в стиле «джайпурской керамики» в основе своих рисунков имеют мифологические мотивы. Часто встречаются изображения растительных и животных узоров. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что из данного материала с такой росписью создавали плитки и панно для храмов. В современном индийском мире в обычных домах можно увидеть совершенно разные предметы, расписанные в духе джайпурской керамики. Так что, заметив, например, свечи с индийским бело-голубым узором, не нужно удивляться – в индийской культуре есть место использованию и таких сдержанных оттенков.

Индийская роспись мехенди

В эпоху повального увлечения всем восточным, загадочное слово мехенди известно многим. Мехенди – это искусство росписи тела хной. По сути дела, чем-то этот процесс напоминает нанесение татуировки, только щадящим способом; кроме того, узоры мехенди не держатся на коже долго. Как правило, данные рисунки наносятся на кожу рук и ног, иногда на лицо и шею. Выглядит это очень красиво, к тому же, процедура украшения себя подобными узорами полезна для здоровья. Хна сама по себе является прекрасным растительным лекарством, иногда мастера добавляют в её состав дополнительные травы, что увеличивает оздоровительный эффект. Кроме того, сама процедура нанесения узора, особенно на кончики пальцев, способствует активизации целительных точек на теле человека.

Однако, вернемся в сферу дизайна. Еще одним качеством рисунков мехенди является их защитные свойства: узоры защищают от болезней и неудач, способствуют исполнению желаний и т.д. Поэтому, нет ничего удивительного, что помимо нанесения на тело, люди стали использовать узоры мехенди для украшения самых разных предметов интерьера. Это могут быть свечи, посуда, прочие декоративные элементы декора – главное, чтобы рисунок, создаваемый на них, перекликался со стилем мехенди

Безусловно, рисунки на свечах, посуде и т.д. создаются уже не хной, а красками. Кроме того, возможно использование декоративных элементов, например, блесток, бисера и т.д. Рисунки в стиле мехенди, в отличие от предыдущего примера, абстрактны. Можно сказать, что данные узоры несут в себе зашифрованный, сакральный смысл, а для непосвященных — лишь отдаленно напоминают растительные орнаменты. 

Индийская роспись

Индийская роспись тханки

Тханки – это изображения буддийских божеств, и, по сути дела, они не являются предметами, относящимися к росписи. Скорее, это высокое художественное искусство – поскольку тханки приравнены к нашим иконам – но не упомянуть о них, говоря об индийской росписи, никак нельзя, поскольку они являются неотъемлемой частью культуры. Пишутся тханки только минеральными красками, и так же, как и иконописью у нас, овладевают этим мастерством достаточно долго.

Существует несколько направлений написания тханки, но все они основываются на неукоснительном соблюдении особых пропорций, изображаемых божеств и предметов. Яркие краски, внимание к мельчайшим деталям росписи – вот отличительные особенности этого вида искусства. Конечно же, настоящие тханки пишутся только мастерами. Но совершенно не возбраняется попробовать свои силы в этом ремесле и всем, кого интересует индийская роспись – к счастью, сейчас во многих европейских странах, в том числе и у нас, можно записаться в школы, обучающие искусству написания тханки.

Источник: http://www.remontpozitif.ru

Author: Saron

Мы занимаемся предсказательными практиками, изучаем различные эзотерические течения. На этом сайте мы постараемся писать интересные статьи из своей практики и выкладывать эзотерическую информацию на разные темы.

Related Articles

Добавить комментарий

Copyright © 2024 nagualspb.ru | Design by ThemesDNA.com
top