Пан – очень древнее греческое божество, преимущественно почитавшееся в Аркадии. Он – бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад. На его обязанности лежит забота о них и об их размножении. Он явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой и считается сыном Гермеса, этого посланника богов и посредника, переходного от высших богов к низшим. У римлян Пан назывался Фавном.
Кто такой Пан (Фавн)?
Рождение такого странного сына произвело очень неприятное впечатление на его мать, дочь героя Дриопа. Да и боги Олимпа, которым Гермес показал Пана, встретили его появление всеобщим смехом. В одном из гомерических гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Гермес отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриопа, покорившая сердце хитроумного бога. От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы. Но Гермес, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки, и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».
В Лувре находится прекрасная античная статуя Пана, в которой с большим мастерством подчеркнуты все животные черты, характеризующие это божество. Иногда, впрочем, его изображают с человеческими ногами, а на некоторых монетах он является даже в образе юноши, но при нем всегда его отличительные признаки – пастушья палка и пастушья свирель. Древние писатели изображали его всегда стариком и поразительно некрасивым.
Странствования Пана
Пан недолго оставался на Олимпе. Он любит больше всего лес, горы и поля. Он то пробирается сквозь чащу лесов, то карабкается на недоступные скалы и оттуда наблюдает за стадами или же рыскает по горам и перескакивает через пропасти. Пан вечно в движении, и даже вечером, утомленный своими дневными странствованиями, он не может спокойно отдохнуть, а играет на свирели, и ее нежные звуки привлекают прекрасных нимф, которые приходят плясать на траве под эти звуки. И Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками.
Все нимфы смеялись над уродливым Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий Амур, с которым он однажды попробовал бороться, ранил его сердце, зажег в нем неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них.
Пан и нимфы
Однажды встретил он целомудренную нимфу Сирингу, единственной страстью которой была охота. Пан тотчас же воспылал к ней любовью, но жестокая нимфа не только не захотела слушать его признаний, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая Паном, она добежала до реки Ладона, у речного бога которой она стала просить защиты, и тот превратил ее в тростник.
Огорченный Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф. Таким образом была изобретена пастушья свирель (syrinx). Амур, желая утешить огорченного Пана, предсказал ему, что его игра будет привлекать к нему всех красавиц-нимф.
Предсказание коварного бога любви исполнилось. Нимфы, едва заслышав свирель, сбегались и плясали вокруг уродливого бога. Пан скоро позабыл свою любовную неудачу; ему вновь понравилась нимфа Питис, которую восхищала его музыка. Но эту нимфу любил холодный и страшный Борей (северный ветер). Увидав свою возлюбленную, увлеченную игрой другого бога, он воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась. Боги, тронутые ее горестной судьбой, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове.
Так же несчастливо окончилась попытка союза Пана с нимфой Эхо, превратившейся в скалу. От нее остался только ее голос.
Пан как символ темноты и испуга
Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх. Он также не любит, когда его покой тревожат шумом, – тогда раздается его грозный голос, нагоняя страх на всех. Он приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними. Из-за него люди часто испытывали ничем не объяснимый «панический» страх. Вообще, всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию Пана, и паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи Пана победили многочисленных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. Они в благодарность за это посвятили Пану священное место, поставили там много его статуй и учредили в честь его праздник с жертвоприношениями и шествиями.
Культ его, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему варварскому периоду. Примитивные статуи Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размножении и увеличении стада – фаллосом. Но в те отдаленные времена такой реализм не считался безнравственным. Зато когда стада не размножались, пастухи осыпали изображение нерадивого божества ударами розог.
Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья. Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, он является олицетворением вселенной, а его свирель о семи трубках изображала гармонию вселенной.
В царствование императора Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды с острова Паксос громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан!», и с тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане.
Источник: Русская историческая библиотека