Восприятие ароматов человеком
Обоняние – способность воспринимать запахи химических соединений в окружающей среде. Ароматы всегда провоцируют возникновение положительных или отрицательных эмоций. Обонятельные центры у человека полностью сформированы уже ко второму месяцу внутриутробного развития, однако способность воспринимать запахи у всех людей разная. Выделяют три типа по остроте восприятия ароматов:
- макросматик – человек с хорошо развитым обонянием, он способен различать самые тонкие запахи и ароматы;
- микросматик – человек со слабым обонянием, для восприятия ему требуется большее время и высокая концентрация пахучих веществ;
- аносматик – очень редкий тип людей, которые не воспринимают запахи.
У новорожденных младенцев сильно развито обоняние, но оно постепенно ослабевает. В пожилом возрасте также снижается чувствительность обонятельных рецепторов. Острая пища, соления, блюда из морепродуктов притупляют обоняние в среднем на 60–80 минут. Алкогольные напитки, такие, как водка, коньяк, текила и виски, на время снижают остроту обоняния. Сигареты также вызывают гипосмию – потерю обоняния.
Остроту обоняния можно повысить (на 3–5% в год), если регулярно вдыхать некоторые сложные эфирные масла и их композиции (роза, вербена, нероли, ветивер, шалфей, розмарин, герань, ладан, можжевельник, сандал, мирра, пачули).
Сменяющиеся ароматы на человеке
Когда человек испытывает сильные эмоции и переживания, его аромат тоже может претерпеть изменения. Например, страх пробуждает кислые ноты в терпком аромате, а страстное желание – пряные ноты в сладком букете. Издавна розовое масло охотно использовали не только для приготовления «розовой воды», но и для определения психологического типа личности человека, обследуемого в лечебных целях. На браслетную область запястья тонко наносили чистое масло розы, без посторонней примеси масла жожоба с его сладким ореховым нюансом. У людей, страдающих истерией и некоторыми формами психозов, аромат приобретает ярко выраженные кислые ноты. У чрезмерно эмоциональных и очень романтичных, роза «засахаривается» и превращается в изысканный десерт – розовое варенье. Если же аромат становится терпким, «окрашивается» в чайный оттенок, то, значит, перед вами человек с сильным характером и устойчивой психикой.
«Лекарственные» ароматы валерианы, мяты и аниса прочно ассоциируются с болезнью, сладкий «тягучий» ладан – с церковными благовониями, хвойные и цитрусовые ароматы – с отдушками бытовых средств, уроки в музыкальной школе по классу скрипки связаны с запахом канифоли, а неудачное свидание – с какой-нибудь «навязчивой» нотой духов.
Лучший способ достичь компромисса – это соединить выбор, продиктованный действенностью, с эстетическими предпочтениями запахов. Например, в Chanel № 5 чрезмерная сладость иланга и ванили скрашивается амброй и нероли.
Комплементарные ароматы и эфирные масла
Каждое из эфирных масел имеет «союзника», способного не только улучшить, но и приукрасить его, поэтому нужно научиться находить идеальное сочетание комплементарного и основного ароматов.
1. Выбирать аромат по похожести качеств и свойств.
2. Максимальное пропорциональное отношение комплементарного аромата к основному составляет 30%, соответственно 7:3. Но намного интереснее «звучит» прозрачная комплементарность 10–20%, соответственно 9:1 или 4:1.
3. Чтобы оценить гармоническое сочетание, нужно сложить бумагу в 4–8 слоев и нанести в центр 5 капель основного аромата и 1 каплю комплементарного. Вдыхая аромат с бумаги каждые 30–40 минут, можно оценить, полученную композицию.
4. Должно пройти 14 дней, чтобы отвыкнуть от негативного отношения к аромату.
5. Комплементарных ароматов больше одного, но не больше трех.
6. Очень сложные ароматические букеты, такие, как анис, бэй, герань, душица, жасмин, иссоп, кипарис, ладан, майоран, мирра, можжевельник, пачули, роза, сандал, чабрец, не подходят на роль комплементарных ароматов.
Существуют также доминирующие ароматы, такие, как мята, мелисса, шизандра, цитронелла, ромашка.
Табл. 1. Комплементарные ароматы, составитель С. Миргородская
История парфюмерных композиций
Искусство создавать ароматические композиции уходит своими корнями в те далекие времена, когда древние египтяне использовали в своих магических ритуалах благовония. Они свято верили, что боги станут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть и окружать себя приятными ароматами. Египтяне «ароматизировали» и своих мертвецов, заполняя предварительно очищенные полости их тела измельченными миррой и кассией. А древнерусские красавицы носили специальные мельхиоровые подвески, которые непринужденно раскачивались при ходьбе, щедро распространяя вокруг себя волшебный душистый аромат. В некоторых видах русских народных художественных промыслов до сих пор можно встретить кулоны – ароматницы, например в Ростовской финифти. Огромный вклад в развитие парфюмерного дела внесли персы и арабы, у которых ароматические вещества ценились столь же высоко, сколь и драгоценные камни!
Основные понятия в парфюмерии
Прежде чем говорить о создании чего-либо, нужно определиться с основными понятиями и структурой.
Духи – конечный результат работы парфюмера.
Право на это название диктует жесткий стандарт ассоциации парфюмеров Франции. Все виды парфюмерии состоят в основном из ароматического концентрата, спирта и воды и различаются лишь соотношением этих компонентов. В составе парфюмерии допускается небольшое содержание красителей и антиоксидантов, которые никак не влияют на изменение запаха парфюма. Нормы концентраций душистых веществ для разных видов парфюмерии в разных странах различны, но всегда колеблются в определенных пределах.
Ароматические масла – это чистые эфирные масла.
Духи (Parfum, Perfume, Extrait) – это не только самая концентрированная (содержание ароматных масел 18–30%) и стойкая, но и самая дорогая парфюмерная продукция, которая выпускается в основном в небольших флаконах. Духи сохраняют запах около 6 часов.
Парфюмерная вода (Eau de Parfum) содержит 10–20% ароматных масел, ее часто называют дневными духами. Аромат держится около 4 часов.
Туалетная вода (Eau de Toilette) – это более легкий вид парфюмерии, концентрация ароматических веществ в которой составляет 4-10%. Туалетной водой можно пользоваться несколько раз в день, предпочтительнее в летний период.
Одеколон (Eau de Cologne) сродни туалетной воде, но с более низким содержанием ароматных масел – около 1,5%.
Парфюмированный дезодорант (Deo parfum) содержит 3–5% масел и 2% воды. Обладает антибактериальным действием, усиливает аромат, входящий в парфюмерную серию. В летний период можно применять вместо туалетной воды как самостоятельный вид парфюмерии.
Средство после бритья (After shave) содержит 2% ароматических масел и 2% смягчающих и увлажняющих субстанций.
Солидная вода (Eau de Solide) содержит около 1% ароматных масел.
Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.
Ольфакторная пирамида
Структура аромата представлена в виде нот пирамиды.
Рис. 1. «Ольфакторная пирамида», А. Зворыкина
Под «нотой» подразумевается, аромат растения или композиции. Они бывают фруктовые, цветочные, зеленые, пряные и т.д.
Классические парфюмерные композиции составляют по принципу: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определенного времени характер аромата меняется, то, есть эти три ноты сменяют друг друга.
«Начальная нота» проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно 10 минут. Она состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов – цитрусовых, травяных нот.
Примерно через 30 минут появляется «нота сердца», которая остается на коже несколько часов.
Это основная нота, характеризующая аромат. Ее составляют из материалов относительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.
Конструирование собственного парфюма
1. Создание «мажорного букета» (~ 2 мл композиции):
а) Выбрать эфирные масла и оценить их эстетику в трехтоновом варианте на многослойной бумаге, добавляя или убирая компоненты.
б) Определить, что вызывает неприятное впечатление. Например, запах сырой, слишком резкий, плотный и т.п. Далее стоит использовать нейтрализующий компонент.
в) Работа над деталями: определить концентрацию каждого аромата в масштабе 10 капель: накапать 10 капель основного эфирного масла, затем прибавлять все остальные по 1, 2, 3 капли и т.д.
г) 1 каплю смеси нанести на бумагу, оценить каждый ее тон и внести изменения в концентрацию элементов композиции.
д) Перевести смесь в масштаб 2 мл, который равен 60–80 каплям.
2. Создание «минорного букета» (~ 0,5–1 мл композиции):
а) Выбрать другие эфирные масла по одной капле и снова перемешать на многослойной салфетке.
б) Обязательно добавить «мажорную» смесь в количестве капель, равном сумме эфирных компонентов «минорной» композиции.
в) Оценить по трехтоновой шкале.
г) 5 капель «минорной» смеси развести 20 каплями масла жожоба.
д) Сопоставить «мажорную» и «минорную» концентрации: в 10 капель основной композиции по 1–2 капли добавляют «минорную» с последующей проверкой ее тональностей.
е) В соответствии с пропорцией нужное количество капель «минорной» композиции вновь развести маслом жожоба и оставить в отдельном флаконе.
3. Создание «ароматического следа»:
а) Сначала создать ароматическую композицию и развести в пропорции 1:10 маслом жожоба.
б) На многослойной салфетке произвести наложение ароматов, соединяя 3 капли «мажорной» композиции с 1–3 каплями «минорной» композиции и с 1–3 каплями композиции «следа».
в) Если результат удовлетворителен, то можно соединить вместе все букеты.
Табл. 2. Композиционная характеристика нот, составитель С. Миргородская
* Доминирующий аромат, он заглушает всю ароматическую композицию, поэтому нужно корректировать это качество минимальными дозировками.
Ароматы и личности
1. Ароматы сладковатые – для романтичной, нежной и мечтательной Ассоль из «Алых парусов». Она несколько эгоцентрична, но добродушна и мила.
2. Ароматы легкие, несомненно, подошли бы Ларисе Огудаловой из «Бесприданницы», которая пребывает в настроении «невесты», пассивно ожидающей приятных перемен в жизни.
3. Ароматы свежие больше привлекают людей, диагностирующих текущую полосу жизни как не самую удачную. Например, Катерина из пьесы «Гроза».
4. Для Андрея Болконского из романа-эпопеи «Война и мир» такие слова, как «преданность», «долг», «верность» – не пустой звук, а значимая часть внутренней жизни. Кисловато-зеленые ароматы вполне могли быть ему симпатичны.
5. Ароматы цветочные притягательны для людей, неудовлетворенных собой. Это хозяйка гостиницы Белла из итальянской народной сказки, спрашивающая своих постояльцев: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?».
6. Ароматы терпкие зовут за собой людей сильных и страстных, обожающих бурлящую и кипящую жизнь внутри и вокруг них. Таков Владимир Дубровский!
7. Ароматы пряные как раз для Евгения Онегина, неутомимого, любвеобильного и авантюрного, не всегда разборчивого в своих побуждениях.
8. В бальзамический аромат, как в шерстяное черное пальто, закутан Шерлок Холмс, логично мыслящий, пропускающий любую информацию через фильтр своего интеллекта и опыта.
9. Ароматы смолистые и древесные ритмичны пульсу жизни, ведомой потребностью созидания и роста. Созерцательная активность и жажда света в Артуре Грэе из «Алых парусов» неистребимы.
10. Ароматы горькие – прибежище плодородной натуры, обладающей незаурядными способностями и талантами, такими, как подковать блоху, например. Один из лучших оружейников России Левша «одет» в такой аромат.
11. Платье красавицы 1812 года Элен Курагиной из романа-эпопеи «Война и мир» пропитано влажными ароматами. Ее девиз: «Больше стиля!».
12. Сухие ароматы необходимы, как воздух, Ольге Ивановне из «Попрыгуньи», ведь она человек гиперэмоциональный, общительный, «душевный». Она обожает поговорить, приятно скоротать вечерок-другой.
13. Ароматы перечные нужны такой громкой личности, как Григорий Печорин, «Герой нашего времени». Он обладает незаурядным темпераментом и обостренным чувством собственного достоинства.
Источник: «Парфюмерная книга», Рита Волкова