Кедр (греч. kedros, лат. cedrus) с древнейших времен почитался за прочность своей древесины и ароматическую смолу. Это огромное, благоухающее вечнозеленое дерево тесно ассоциируется с Ближним Востоком и Средиземноморьем. Кедр является национальным деревом и символом Ливана.
Это дерево может достигать высоты до 60 метров, диаметр кроны при этом составляет около 3 м. Продолжительность жизни кедра доходит до 3 000 лет. В древние времена кедр символизировал победу жизни над смертью. В Месопотамии богатые смолой кедровые и сосновые шишки использовались в ритуальных церемониях для привлечения богатства и для защиты от опасных болезней.
Использование кедра в разных странах
Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне использовали древесину кедра для строительства кораблей, изготовления мебели, саркофагов, кедровая смола использовалась для бальзамирования. Священная барка Амона («сокрытый») – «Солнечная ладья» была сделана из кедра. Папирус времен Рамсеса XII ~1118-1090 гг. до н. э. повествует о путешествии в Библ египетского жреца и вельможи Унуамона за горноливанским кедром для обновления священной барки Амона.
Финикийцы посвятили это дерево богине планеты Венера Астарте. Кедровые леса были самым ценным естественным богатством Финикии. Кедры, из которых делались балки для судов, считались основой для кораблестроения, если не во всем древнем мире, то, во всяком случае, в древневосточном мире. Наряду с кедрами в древности в Финикии имелся прекрасный ливанский дуб, который также играл важную роль в экспорте. Особое мифологическое значение имел ливанский кедр — «царь кедров». Согласно библейской традиции, он был использован Соломоном при возведении Иерусалимского храма. Он был построен из камня, но сверху покрыт кедровыми досками, привезенными с гор Ливана.
«Иудеи позаимствовали почитание кедра у ассирийцев, — пишет Барбара Уокер, — которые считали кедр «источником чистых чар, изгоняющих враждебных демонов». Они верили, что крона кедра способна исцелять больных, что на его коре начертаны тайные имена богов, что сутью самого дерева является «открытие прорицаний неба и земли». Подобно дубовым рощам Европы, кедровые рощи считались пророческими святынями».
Символизм дерева в культуре
С кедром были связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрушимости, невредимости, силе, процветании, гордости, величии. В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством бога Энки. В Ассирии он символизировал царя, в древнееврейской традиции – царство, благородство, благовонность. Позднее кедр почитался как эмблема Христа.
Кедр считался деревом жизни и вечной молодости, и представление о том, что деревянные балки Гераклейона (храма в честь Геракла), видимые в III в до н. э. не сменялись якобы со времени основания храма, дало основание поэту Селию Италику (III, 17-20) утверждать: «Сам бог присутствует в храме, отгоняя от него старость». Следовательно, кедр воспринимался как воплощение бога. Интересно отметить, что ксоан (деревянное изображение) Артемиды в Орхомене, стоял «в дупле большого кедра, и от этого самую богиню называли Кедреатис (Кедровая)».
В ларец из кедра спрятала мать будущего коринфского тирана Кипсела, когда бахкиды старались найти его после рождения. В память спасения Кипсела его потомки, так называемые кипселиды, посвятили этот ларчик в Олимпию. А ларцы коринфяне называли тогда кипселами. От этого, говорят, и мальчику дали имя Кипсела. Надо полагать, что это был погребальный ларец. Именно поэтому врагам не пришло в голову искать в нем младенца.
Кедр в шумерской культуре
В Шумере кедр назывался «eren» и считался священным деревом жизни. Кедр в Месопотамии могли получать из двух мест – со склонов ливанских гор и Бахрейнских островов. Последним отдавалось предпочтение как «святым местам». В связи с бахрейнским кедром А.Б. Снисаренко упоминает о вероятном происхождении легенды о потопе. В библейском варианте ковчег Ноя был изготовлен из дерева «гофер».
Снисаренко поясняет: «Часть северо-восточного побережья Африки называлась страной афер, а ее жители аферами (народность данакиль). Это была одна из самых крупных перевалочных баз. Месопотамцы могли доставлять туда бахрейнский кедр. Те, кто перекупали кедр, называли его «деревом афер». Им не было дела до того, где произрастало это дерево. Иудеи брали кедр на ливанских горах. Поэтому упоминание дерева «гофер» явно свидетельствует в пользу шумерийского варианта легенды о потопе».
В Шумере, согласно Якобсену, кедр выступал материнским деревом. Оплакивание Думузи начиналось во время его праздника около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Ритуал, связанный с культом Даму, тоже «начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произрастающего на огороженном участке храма Эанна в Уруке. …Этот священный кедр не только отмечал место рождения бога, но сам считался его матерью… Согласно бытовавшим представлениям, бог воплощал в себе живительный сок, дремлющий в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона, однако просыпающийся, к величайшему облегчению и радости земледельца, вместе с подъемом воды в реке». Даму считался «сыном» пашни Ураш и бога река Энки. Ведь сок любого растения «берет начало от орошения речными водами, от Энки, увлажняющему пашню, и от Ураш…».
Кедр в эпосе Гильгамеша
Гильгамеш, желая увековечить свое имя, отправляется в сопровождении Энкиду и верных спутников Страну Живых, называемую также Страной срубленного кедра. В тексте не указывается в чем заключается намерение Гильгамеша. По-видимому, он хочет срубить драгоценные деревья и привезти их в Урук. По совету Энкиду Гильгамеш приносит в жертву богу солнца Уту пестрого козленка. Так как именно Уту является владыкой и покровителем Страны срубленного кедра.
Страж кедрового леса, принадлежащего богам, – Хувава, живет в доме из кедра. Он воплощение ужаса: «Его зубы – зубы дракона! Его лик – львиный лик! / Eгo глотка – потоп ревущий! / Егo чело – жгучее пламя! Нет от него спасения!». Он наделен некими щупальцами-лучами («лучами ужаса»). А в одном месте текста сказано: «Лик Хувавы подобен змее, свернувшейся в винограднике». Во время сражения Хувава «мечет в героев свои устрашающие лучи (или молнии). Они одновременно являются могучими священными кедрами; в них – таинственная жизненная сила чудовища. Спутники Гильгамеша один за другим срубают семь священных кедров и лишают Хуваву его лучей ужаса». Голову поверженного Хувавы Гильгамеш приносит Энлилю, который при виде ее приходит в необъяснимую ярость, укоряя героев за убийство. «Затем он распределяет таинственную силу блесков-лучей Хувавы между животными и явлениями природы».