Сердолик — самая известная цветная разновидность халцедона. Его цвет зависит от примеси окислов железа и может быть желтым, оранжевым, морковным до темно-красного. Неравномерность окраски и хорошая просвечиваемость придают сердолику особую прелесть.
Древние египтяне, называя сердолик магическим, таинственным, волшебным, вытачивали из него священные амулеты и бусы. В гробнице египетского фараона Тутанхамона (XIII в. до н. э.) было найдено множество предметов из этого камня. О популярности сердолика у древних египтян говорят находки предметов из этого минерала не только в царских захоронениях, но и в могилах бедняков, где среди различного рода дешевых амулетов часто обнаруживали бусинки из сердолика.
Ювелиры Киевской Руси использовали наряду с драгоценными камнями и сердолик для украшения митр, крестов, окладов икон и нагрудных знаков высшего духовенства (панагий). Замечательные изделия русских мастеров из этого камня хранят Киевский музей исторических драгоценностей, Эрмитаж, Оружейная палата и другие историко-краеведческие музеи. В России и особенно в странах Западной Европы сердолик использовали и для изготовления печаток, вазочек, для инкрустаций на кубках и шкатулках.
Мистический перстень с сердоликом
В прошлом веке перстни с самоцветными камнями считались не только украшениями — их хранили как талисманы. Красно-оранжевый сердолик оберегал, по преданию, все живое от смерти и болезней, даровал людям счастье и покой.
Известно, что у А. С. Пушкина было два перстня с сердоликовыми вставками. Одна из сердоликовых вставок оранжевого цвета представляла собой камею с ладьей и двумя амурами. Этот перстень с сердоликом красноватого цвета восьмиугольной формы с резной сокращенной надписью караимского происхождения Пушкин хранил всю жизнь. Позднее надпись на перстне была расшифрована и оказалась всего лишь именной печатью, но, по словам первого пушкинского биографа П. В. Анненкова, Пушкин этого не знал и «силу дивного стихотворного дара своего» связывал с кабалистическими знаками на перстне, что и отразилось в великолепных строфах «Талисмана». После смерти Пушкина перстень перешел к поэту В. А. Жуковскому, а затем к И. С. Тургеневу. Тургенев очень гордился пушкинским перстнем и хотел, чтобы после его смерти перстень перешел к Л. Н. Толстому. Полина Виардо, получившая этот перстень по завещанию, передала его музею Александровского Лицея. К сожалению, незадолго до революции бесценная реликвия была похищена из музея и навсегда исчезла.
Характеристики и происхождение камня сердолик
Что же представляет собой сердолик? Попробуем объяснить его происхождение. 65% земной коры состоит из кварца. Кварц — это вездесущий минерал, наиболее распространенный на Земле. Его твердость 6,5-7. Он бывает двух видов: открытокристаллический (горный хрусталь, аметист и т.д.) и скрытокристаллический — халцедон, название которого произошло от греческого наименования античного города Халкидон в Малой Азии, известного своим самоцветным рынком. Халцедон напоминает застывший студень и бывает любого цвета с матовым или восковым блеском. Рисунок камня (полосы, точки, пятна, кристаллические включения) обусловил различные названия — агат, оникс, моховик, сардоникс. А в зависимости от цвета халцедоновая семья обретает собственные имена кахолонг, хризопраз, сапфирин, гелиотроп, сердолик и т.д.
Сердолик, или карнеол — один из самых ярких принцев халцедонового королевства. Он бывает красного, кораллово-красного, розового, желто-оранжевого, очень редко — алого цвета.
Сердолик — слово русское. Вероятно, означает ликующее сердце или лицо сердца. В самом названии просматривается особое отношение к камню радостному, веселящему, врачующему. В старославянских текстах сердолик часто называют смазень. Это связано, наверное, с тем, что окатанная сердоликовая галька из речных наносов, прикладываемая к ушибленному месту, приносит облегчение.
Карнеол — от латинского carnis — мясо, или cornum — кизил. Поэтому иногда можно встретить написание корнеол.
Сардер — буро-коричневый, каштановый, на просвет красный. Полагают, что название происходит от города Сардис, столицы Лидии, где он, видимо, был предметом торговли. По иной версии — от цвета мяса копченой сардины. Граница между сардером, карнеолом и сердоликом достаточно условна. Это один и тот же камень, отличающийся даже не по цвету, а скорее по оттенку.
Популярность сердолика
Броская красота сердолика, его сравнительно широкая распространенность, прекрасная полировка, прочность и нейтральность к активным химическим средам сделали этот камень любимцем человека. Подвески из гробницы Тутанхамона, печатка-брелок на часах Наполеона, перстень пророка Мухаммеда, печать последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского — это лишь беглый и далеко не полный перечень предметов из сердолика, имеющих всемирную известность.
Сердолик оказался, пожалуй, единственным материалом в культурах народов мира, не подвластным перепадам капризной моды. Он был любим патрицием и рабом, фараоном и землепашцем, светской красавицей и прачкой. Кроме обычных для своих культур украшений: у египтян — скарабеи, у вавилонян — цилиндры, у мусульман — четки и т.д.- сердолик и его халцедоновые собратья зарекомендовали себя прекрасным материалом для точения и резьбы. Вазочки, светильники, флаконы, ароматницы, но в особенности, геммы. Справедливости ради, следует заметить, что основным материалом резчиков был все-таки сардоникс, т.е. многослойный разноокрашенный халцедон. А сердолик выбирали только для специфических работ. Чрезвычайно интересно проследить, как предпочтение, отданное какому-либо камню, неуклонно переходит в стойкую традицию, затем в суеверие и, наконец, в канон. Сердолик использовался в геммах, связанных с кровавыми сюжетами. Вначале это были мотивы трагедий животного мира: лев, терзающий оленя; орел, разрывающий зайца или напавший на барана; тигр, бросающийся на быка. В античные времена кровавая тема видоизменяется.
Классическим становится сюжет Наказание Аполлоном Марсия. Этот древнегреческий миф столь часто копируется изготовителями гемм, что о нем следует сказать подробнее. Сатир Марсий подобрал брошенную Афиной флейту и достиг в игре на ней необычайного мастерства. Возгордясь, Марсий вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон, конечно же, победил и, в наказание за наглость, ободрал с несчастного кожу. Сцена наказания Марсия, исполненная на кроваво-красном сердолике, впечатляла!
Символизм камня в талисманах
Неверно говорить только о кровавых оттенках сердолика. Красный, красно-желтый, оранжевый — это цвета энергии, движения, динамизма и, конечно же, любви. Поэтому египтяне вырезали из сердолика амулеты в виде сердечек, а эллинская культура полна изображений розовощекого Амура, позднее Эрота, и фаллических амулетов.
Тематика гравировок в христианские времена уже иная. На сердолике вырезали корабль, рыбу, пальмовую или оливковую ветвь, гончарный круг и, конечно же, крест. Но христианская символика, не прижилась на сердолике. Слишком уж это радостный камень. И не настраивает он на благочестивость и кротость.
Иное дело любовные талисманы. Когда российская императрица Екатерина заказывала австрийскому ювелиру Филлипу Абрахаму свой портрет-гемму, она выбрала сердолик. Глиптика итальянских и французских мастеров всегда стремилась к легкой, раскованной, даже фривольной манере изображения. Бесхитростное исполнение и улыбчивая понятность сюжета — все это сделало сердолик доступным, демократичным и вместе с тем приятным, радостным, лучащимся оранжевым теплом камнем.
Месторождения сердолика
Месторождения сердолика щедро разбросаны по планете. Это, как правило, россыпи, речные косы, океанические и морские пляжи. Сердолик попадается обычно в компании со своими халцедоновыми братьями — агатом, сардониксом, изредка с аметистом. Наиболее известными являются бразильские и уругвайские месторождения, есть сердолик в Казахстане, на Урале, Чукотке, Камчатке, в Украине.
Нашим соотечественникам известен, в основном, индийский сердолик. Совсем недавно, еще десять — двадцать лет назад, к нам большими партиями поступали индийские бусы. Из нефрита, тигрового глаза, мохового агата, но чаще всего из сердолика. Ожерелья состояли из 33 бусин, число бусин традиционно. Тридцать три — это нормативное число богов ведийской мифологии. Поэтому индийцев понять можно. А вот потребитель — жители христианской Европы — расшифровывают эту цифру в своем ключе. Тридцать три — это количество земных лет Иисуса Христа. И поэтому индийские ожерелья используются иногда христианами как четки.
Популярность красного камня можно проследить не только от подвесок Клеопатры или археологических бусин до перстней наших дней. Вся литература о камнях, медицине, оккультных и магических свойствах полна панегириков в честь сердолика. Плиний, Теофраст, Тавернье, различные магии, лечебники, толкователи снов — все наперебой рассказывают о волшебных свойствах этого жаркого камня.
Сердолик в медицине
Сердолик употребляется в медицине в различных видах: в микстурах, в порошке и в натуральном виде. Даваемый внутрь с яблочным щербетом, он укрепляет сердце. Взятый отдельно и в лекарственных специях он останавливает кровотечения. В зубных средствах, взятый отдельно или в соединении с жемчугом, сердолик укрепляет шатающиеся зубы, прекращает из десен кровотечение и придает зубам блеск и чистоту, очищая их от винного камня и желтизны. Кроме того, сердолик уничтожает дурной запах из рта. Носимый в подвешенном виде (т.е. как ожерелье, четки, печать на шнурке или как бусы) сердолик успокаивает сильный гнев. Он способствует послушному отклику другого человека на те или иные призывы обладателя камня и успокаивает боль в груди.
Источник: «Камни — тайны и таинства», Владимирский Борис Семенович