Буддийские чётки, мала (санскр. माला мала, тибет. འཕྲེང་བ་ тренгва, оба слова переводятся как гирлянда) — культовая принадлежность, инструмент для подсчёта мантр, выполненных ритуалов и поклонов.
Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды. Известны они с III века.
По конструкции мала близки чёткам иных религиозных и мистических практик. Состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются, образуя кольцо. Буддийские чётки могут завершаться дополнительной большей бусиной, которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая привеска. К ней часто прикрепляют «хвост»-кисточку из нитей.
Чаще всего буддийские чётки состоят из 108 зёрен. Но могут применяться и чётки с иным числом бусин, обычно являющимися делителем 108. : 54, 36, 27, 18 или 21. Чётки со 108 зёрнами часто имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов — учеников Будды, 21 зерно — в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна — для отсчёта 32 достоинств или признаков Будды.
Материалы из которых делают буддийские чётки
Последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния. Такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные и янтарные чётки, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, чёрного или красного дерева, кости, чёрного хрусталя, агата, чёрного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.
Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны («Алмазной» или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки — большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.
Количество бусин
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае — число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний, омрачающих дух человека:
- желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
- по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
- к объектам внутренним и объектам внешним (2);
- три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда — канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18×2 = 36; 36х3 = 108.
12 созвездий зодиакального круга (эклиптики) х 9 планет = 108. Имеются и другие расшифровки числа 108, однако эта — наиболее распространённая. Чётки делятся дополнительной большой бусиной (109-й), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус — Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
Буддийские чётки и «хвост»
Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, чёрный цвет может означать принятие мирских обетов, красный цвет — начальные монашеские обеты, послушник. Жёлтый — полные обеты монашества. «Хвост» может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая — Практику Мудрости. Либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности — шаматхи и Прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.
Чётки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие чётки играют ещё и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные — 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё три главных омрачения сознания: страсть, злобу и неведенье.
Кроме центрального «хвоста» ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин. (В этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих «хвостов» продевается через пять мелких бусин или дисков. Два «хвоста» символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости. А мелкие бусины — десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять — к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный «хвост».
Ритуалы изготовления
После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путём проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте. Или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч мантр, в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают. Это вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.
Правильное использование чёток
Чётки подразделяются на разные виды в зависимости от начитываемых мантр. Мантры по своей цели бывают духовными и лечебными. Духовные мантры, в свою очередь, бывают мирными и гневными. Это чаще всего зависит от принадлежности к гневным или мирным божествам. А лечебные делятся на укрощённые и дикие. Для мирных мантр бусины чёток должны иметь светлый цвет и начитываются в левой руке. Гневные мантры начитывают в правой руке.
Форма, цвет, количество бусин имеют вторичное значение. Суть чёток заключена в ведении счета, а символизм – в непрерывности памятования благой мотивации, правильного воззрения и полезных поступков.
Буддийские чётки можно хранить на алтаре, можно сшить для них маленькие мешочки. Однако лучше их всегда носить с собой, на кисти руки, на шее, в сумке. Не следует класть их на стул, на пол, в грязное место. Нельзя швырять их, брать грязными руками и в принципе неуважительно относиться.
Не обязательно иметь несколько чёток, достаточно одних. Желательно не менять их, потому что начитанные на них мантры создают хорошую энергетическую силу, способную помогать вам в различных ситуациях. Часть мантровой ваджрной вибрации всегда остаётся в четках, и благословляет близлежащее пространство.
При покупке новых чёток нужно посмотреть, насколько крепка нить, на которую нанизаны бусины. Если нить не прочна, можно самому снять бусины с нити и заменить её более прочной.