Букраний — декоративный мотив и элемент орнамента, получивший наибольшее распространение в греко-римском искусстве с III в. до н.э. Близкий мотив, имеющий похожее значение — череп козла (др.-греч. αἰγικράνιον, лат. аegicranium).
Откуда произошел букраний
Большинство исследователей связывает происхождение этого мотива с древнейшими культами, имевшими место на о. Крит в эпоху крито-микенского периода эгейской цивилизации (начало III—II тыс. до н.э.), а именно жертвоприношений быка. Об этом косвенно свидетельствуют многие произведения искусства, в том числе знаменитая роспись из Кносского дворца на Крите «Игры с быком» (ок. 1500 г. до н.э.). Однако есть основания предполагать, что в культуру Древней Греции архаического и классического периодов этот мотив был привнесён из доисторической эпохи иных регионов. Подтверждением служат артефакты, найденные при археологических раскопках на территории древней Анатолии, Ирака, или Древней Месопотамии, в частности изображения головы быка на керамических сосудах из Тель-Халафа эпохи бронзы. Быка почитали в качестве солнечного (солярного) знака и олицетворения царской власти. В форме бычьей головы с рогами изготавливали ритуальные сосуды — ритоны. Черепа быков выставляли на дверях домов в качестве оберега. Обрядовые маски дополняли настоящими бычьими рогами.
Распространение символа букраний
В Древней Греции мотивом букрания оформляли мраморные и бронзовые жертвенники и алтари. С III в. до н.э. в архитектуре, чаще на храмах дорического ордера, также появлялись букрании. А в римскую эпоху орнаментом букраниев, чередующихся с розетками, изображениями гирлянд и жертвенных сосудов, оформляли антаблементы, фризы и даже подиумы храмов. Наиболее известны: букрании фриза храма Портуна, Алтаря Мира, храма Веспасиана и Тита в Риме.
Букраний стал классическим мотивом в эпоху итальянского Возрождения, в оформлении интерьеров. В декоративных росписях, рельефах, деталях мебели стилей классицизма, барокко, ампира. А также неоклассицизма, неоренессанса XVIII—XIX веков и неоклассицизма начала XX столетия.
Маска с изображением черепа жертвенного быка являлась элементом культовой символики во времена античности. Она использовалась для украшения культовых построек, гробниц и алтарей.
С III века до н.э. маски с изображениями жертвенного быка стали объединять растительными гирляндами. Такими ленточными рельефами декорировали фризы храмов и общественных зданий. Иногда к орнаменту добавлялось рельефное изображение кувшина с одной ручкой (ойнохоя). Он использовался в ритуалах жертвоприношений для разлива вина и нектара. Необычное объединение в орнаментальной композиции черепа животного с пышной растительной гирляндой и кувшином явилось отражением ритуала жертвоприношения, где смерть соседствовала с яркими красками праздничного зрелища.
Череп быка/буйвола как символ
В культуре и верованиях многих народов череп быка имеет положительное значение и символизирует жизнь и процветание. Причиной такого значения является в первую очередь то, что убитый на охоте бизон давал достаточно мяса, чтобы прокормить семью, шкуру из которой шили одежду, и кости, из которых мастерили инструменты и орудия.
В индейских ритуалах часто использовали череп быка, как символ благодарности богам за ниспосланную охотнику удачу. Кроме того, черепом этого животного индейцы украшали жилища. Считалось, что это убережёт семью от злых духов и порчи, наведённой злыми людьми. В некоторых племенах быка также считали символом плодородия и сексуального мастерства.
Буйвол во многих культурах — символ устрашающей, но мирной силы.