Апсара, апсары — др.-инд. apsaras — возможно, «вышедшая из воды».
В ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т.д.). В качестве женских духов вод и жён или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе».
Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.
В индуистской мифологии апсары, оставаясь жёнами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар в пуранах колеблется от двух-трёх десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
Особенности апсар
Апсары по своему желанию способны как угодно менять свой облик. Но обычно они изображаются прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами.
Апсары сочетаются браком, где и когда пожелают, но встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами. Менака полюбила ВишвамИтру и родила дочь ШакУнталу. Но апсары не могут жить в мире людей столько сколько захотят, Индра требовал чтобы Менака вернулась, и ей пришлось подчиниться и оставить любимого мужа и новорожденную дочь. То же произошло и с Урваши, которая полюбила принца Пурураваса. Гандхарвы, опять же по приказу Индры, подстроили все так, что Урваши пришлось покинуть Пурураваса.
Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре. Они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения. Апсар называют «вышедшие из воды», потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.
Апсары в эпосе
Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
Апсары — небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. В эпосе и, прежде всего в «Махабхарате», а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) — в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати.
Там, во дворце Пушкарамалини они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на «небо». Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов.
Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц («Махабхарата», «Сканда-пурана» и др.) В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Мирские и божественные апсары
Число апсар в «Ахтарваведе», «Махабхарате» и пуранах колеблется от двух-трех десятков до сотен тысяч и они классифицируются по нескольким разрядам. По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши.
В «Ваю-пуране» упоминаются апсары двух видов — «мирские» (лаукика), соблазнявшие людей, и «божественные» (дайвика). К высшему, «божественному» разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазнявшие асуров или аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти над мировым порядком и становились равными богам.
Соблазненные апсарами, риши теряли свою силу и становились простыми смертными. Так, согласно «Махабхарате» апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга;
апсара Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны ; апсары Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.
Как выглядели апсары?
Апсары обладали магическими силами: были способны переноситься в пространстве, менять свой облик, принимать любые формы и превращаться в любые существа (например, в крокодилов или лебедей). Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.
Вот что сообщал Будде о красоте апсар его брат Нанда в буддийской «Нанда сутре»:
«Преподобный Учитель, в сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее».
А вот что говорится об облике и способностях апсар в «Адипарве»:
«В тот самый миг, когда Арджуна вытаскивал крокодила из реки, тот внезапно превратился в стройную женщину, украшенную всевозможными драгоценностями. Она была как бы озарена, о царь, великолепным сиянием своего божественно пленительного тела. При виде столь великого чуда восхищенный Арджуна, сын Кунти, сказал женщине:
-Кто ты, о стройная женщина, и каким образом ты превратилась в обитающего в воде крокодила? …
Женщина сказала:
-О великорукий воин, я апсара, некогда бродившая в лесах, где обитают боги. Зовут меня Варга, я возлюбленная бога богатства Куберы. У меня есть четыре подруги-апсары, все необыкновенно красивые, которые по желанию могут переноситься с места на место. Однажды я отправилась с ними в обиталище космического правителя…
Я была с четырьмя своими подругами Саурабхейи, Самичи, Будбудой и Латой… мы были опьянены своей красотой, молодостью и любовной страстью…».
—
Несмотря на то, что апсары довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных (что совсем не вяжется с их обликом небесных куртизанок, которые приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора), они обычно бросали своих детей. Их воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, как мы видели, бывали и исключения. И, скорее всего, не редкие, потому что апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием.
Небесные танцовщицы апсары были призваны восхищать наитончайшие вкусы Богов на небесах Индралоки а так же повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения Боги говорили с людьми.
Источник: Школа «Шакти»