Артемида – олимпийская богиня охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней деторождения, а также защитницей девочек, которые не достигли брачного возраста. Её брат-близнец Аполлон точно так же был защитником маленьких мальчиков.
Она часто бродила по лесам Греции, во время этого ее окружала многочисленная свита, в основном состоящая из нимф, некоторых смертных и охотников. Богиня Диана-ее римский эквивалент.
Артемида была хранительницей дорог, что сближало ее и с Гекатой — хранительницей ночных путей и перекрестков. Эти богини составляли лунную триаду Артемида-Селена-Геката, которую можно представить и как триединую богиню Гекату.
Артемида была одним из самых почитаемых древнегреческих божеств, ее поклонение распространилось по всей Древней Греции, с ее многочисленными храмами, алтарями, святилищами и местным почитанием, найденным повсюду в древнем мире. Ее великий храм в Эфесе был одним из Семи чудес Древнего мира, пока его не сожгли дотла. Символы Артемиды включали лук и стрелы, колчан и охотничьи ножи, а олень и кипарис были для нее священными.
Происхождение богини Артемиды
Имя Артемида (существительное женского рода) имеет неизвестную или неопределенную этимологию, хотя были предложены различные источники. Р. С. П. Бикес предположил, что обмен e/i указывает на догреческое происхождение. Артемида почиталась в Лидии как Artimus. Георгиос Бабиниотис, признавая, что этимология неизвестна, также утверждает, что имя уже засвидетельствовано на микенском греческом языке и, возможно, имеет догреческое происхождение.
Название может быть связано с греческим árktos «медведь», поддерживаемым культом медведя, который богиня имела в Аттике (Браурония), и неолитическими останками в пещере Аркудиотисса, а также историей Каллисто, которая первоначально была об Артемиде (аркадский эпитет каллисто); этот культ был пережитком очень старых тотемических и шаманских ритуалов и являлся частью более крупного культа медведя, найденного в других индоевропейских культурах (например, галльский Artio).
Считается, что предшественница Артемиды почиталась на минойском Крите как богиня гор и охоты Бритомартис. Хотя связь с анатолийскими именами была предложена, самыми ранними засвидетельствованными формами имени Артемида являются микенский греческий, a-te-mi-to / Artemitos /(gen. )и, a-ti-mi — te /Artimitei/ (dat.), написанный в линейном B в Пилосе.
По словам Дж. Т. Яблонски, это имя также фригийское и может быть «сравнено с королевским именем Артемас Ксенофонта». Чарльз Антон утверждал, что примитивный корень имени, вероятно, персидского происхождения от *arta, *art, *arte, что означает «великий, превосходный, святой», таким образом, Артемида «становится тождественной великой матери Природы, как ей поклонялись в Эфесе». Антон Гебель «предлагает корень στρατ или ῥατ, «трясти», и делает Артемиду метателем дротика или стрелком».
Древнегреческие писатели, используя народную этимологию, и некоторые современные ученые, связывали Артемиду (дорическую Артамиду) с ἄρταμος, артамосом, то есть «мясником» или, как Платон у Кратила, с ἀρτεμής, артемисом, то есть «безопасным», «невредимым»,»» непорочная», «чистая», «непорочная дева».
Другие имена Артемиды, символизирующие Богиню покровительницу растительного и животного мира — Лимнатис («болотная»), Лигодесма («обвязанная ивами»), Мелисса («пчела», так Артемиду называли в Эфесе, почитая как дочь Деметры; Мелиссами называли жриц Деметры), Селасфора («светоносная»).
Богиню охотницу и повелительницу природы почитают эпитетами Агротера («охотница», «ловчая», храм в Аттике), Браврония (связан с городом Браврон, где жриц Артемиды называли «медведицами»), Гегемона («водительница»), Ифигения («могущественная»), Элефтерия («свободная»).
Артемиду покровительницу деторождения называют Лохия («родовспомогательница»), Пайдотрофа («детокормилица», её храм стоял в Мессении). Артемида Эфесская — покровительница амазонок. Римляне отождествляют Артемиду с Дианой — богиней Луны.
Богиня Артемида в греческом пантеоне.
Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Их мать, Лето, – божество природы, дочь двух титанов, а отец – верховный бог Олимпа Зевс.
Лето зачала от Зевса близнецов — Аполлона и Артемиду — вне брака. И жена громовержца Гера послала змея Пифона, чтобы он преследовал несчастную беременную женщину повсюду, не давая ей остановиться. Наконец Лето нашла убежище на пустынном острове Делос.
Артемида родилась первой и помогала Лето во время длительных и трудных родов Аполлона. В течение девяти дней и девяти ночей Лето страдала от ужасной боли, вызванной стараниями мстительной Геры. Артемиду, ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее «исцелительницей боли» и «не испытывающей боли». Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им «легкую смерть» от ее стрел.
Когда Артемиде исполнилось три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом и божественными родственниками. В «Гимне Артемиде» говорится, что она сидела на коленях своего великолепного отца, который приласкал ее со словами:
«Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».
Артемида попросила сразу несколько вещей:
- всегда оставаться девственницей
- иметь много имен, чтобы отличить ее от ее брата Феба (Аполлона)
- иметь лук и стрелы, сделанные Циклопами
- быть Фаэспорией или Несущей Свет
- иметь короткую тунику до колен, чтобы охотиться
- чтобы 60 «дочерей Океаноса», всем по девять лет, были ее хором.
- иметь 20 нимф Амнисидов в качестве служанок, чтобы присматривать за ее охотничьими собаками и луком, пока она отдыхает.
- править всеми горами
- быть назначенным в любой город и посещать его только по зову роженицы
- иметь возможность помогать женщинам в родовых муках
Все это отец-Зевс охотно предоставил ей. Все это – плюс привилегию самостоятельно совершать свой выбор.
Артемида стала защитницей младенцев и всех животных, сосущих молоко, а также подростков и молодняка. В классическую эпоху Артемида стала абсолютной девственницей и хранительницей целомудрия. Потому перед свадьбой ей приносится искупительная жертва. Это богиня диких лесов, хищников и дичи, охоты и охотников. Она соперничает с мужчинами, прежде всего со своим братом Аполлоном.
Мифы о богине Артемиде
Артемида довольно обидчивая богиня. Однажды царь Калидона Ойней собрал обильный урожай и принёс дары всем богам, забыв Артемиду. Оскорблённая Богиня наслала на Калидон страшного вепря. Это событие известно под названием «Калидонская охота». Царь Ойней созвал всех героев эллады, чтобы победить зверя, разоряющего округу. Возглавлял охоту Мелеагр, сын Ойнея, который и нанёс вепрю последний удар, за что и получил трофеи — шкуру и голову кабана. Однако Артемида не остановилась на этом, она вызвала раздор между родственниками Мелеагра за трофеи, что в конечном итоге привело его к гибели.
Царь Агамемнон тоже был наказан Богиней, он убил священную лань Артемиды и похвалялся тем, что подстрелил её так метко, как не смогла бы сама Артемида. Обиженная Богиня наслала безветрие и ахейские корабли не смогли выйти в море, чтобы идти под Трою. Взамен на лань она потребовала дочь Агамемнона — Ифигению, однако скрытно от людей она заменила Ифигению на жертвеннике ланью и унесла её в Тавриду, где та стала жрицей богини. Артемиде Таврической приносились человеческие жертвы, об этом свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении.
Гераклу пришлось долго оправдываться перед Артемидой и её братом Аполлоном за то, что он убил керинейскую лань с золотыми рогами.
Не повезло и юному охотнику Актеону. Случайно он подсмотрел омовение Артемиды. Она заметила юношу среди ветвей кустарника и в гневе превратила его в оленя, а после этого послала своих псов растерзать его.
Убила Артемида и страшного Буфага («пожирателя быков») за то, что тот посмел посягнуть на неё; а также великана Ориона, когда он вызвал её на состязание (по другой версии за то, что совершил насилие над гиперборейской девой Опис).
Артемида — ревнительница обычаев строго карает своих спутниц за их несоблюдение. Пример такого наказания — нимфа Каллисто, которая нарушила данный обет безбрачия. Зевс обернулся Артемидой и вступил в связь с Каллисто, за что Артемида убила её с помощью своего лука. По другой версии, Зевс желая уберечь возлюбленную превратил её в медведицу, но ревнивая Гера убедила Артемиду подстрелить её из лука.
Одна из спутниц Артемиды — Полифонта — пострадала из-за Афородиты, которую презирала. Богиня Красоты внушила ей любовь к медведю, за это Артемида возненавидела свою бывшую подругу. Полифонта родила Агрия и Орея от медведя, они были огромного роста и поедали чужеземцев, когда Гермес решил отрубить им руки и ноги Арес превратил их в птиц. Так же в филина превратилась сама Полифонта, а служанка её сыновей в зелёного дятла.
В то же время она покровительствует Ипполиту, сыну афинского царя Тесея, который презирал любовь и слыл превосходным охотником. В свою очередь он тоже почитал Артемиду, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей любовь к нему его мачехе Федре. Федра покончила с собой, написав в предсмертной записке, что Ипполит подверг её насилию. Тесей проклял сына и попросил помощи Посейдона, дабы наказать сына. Когда же сама Артемида рассказала всю правду Тесею, было уже поздно, Ипполит был на смертном одре, однако перед смертью сын успел примириться с отцом.
Артемида помогла плеяде Тайгете спастись от домогательств Зевса, превратив её в лань, за что Тайгета подарила Богине златорогую лань, которую и поймал позже Геракл.
Так же известна несколько запутанная история Прокриды, дочери Эрехтея и Праксифеи. Артемида прогнала её, узнав, что она уже не девушка, но пожалела, после того, как Прокрида рассказала ей свою несчастливую историю. Ей она подарила пса Лелапа, чудесное копьё и придала облик юноши. С этими дарами Прокрида смогла помириться со своим супругом.
Артемида — участница войны с гигантами, в которой ей помогал Геракл; в Троянской войне вместе с Аполлоном она воюет на стороне Троянцев (это можно объяснить её малоазийским происхождением). Артемида — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок, Титий, убитый стрелами Артемиды и Аполлона, а также двенадцать детей Ниобы, похвалявшейся своим многочисленным потомством.
Были и другие жертвы гнева Артемиды: Алфей, влюбившийся в Богиню; Атланта и Гиппомен были превращены в львов; Гиппа (или Меланиппа) превращена в кобылицу; гигант Гратион убит стрелой Богини в гигантомахии; возможно именно Артемида наслала вепря на Адониса и убила Корониду; Меланипп был принесён в жертву Богине после того, как он вступил в любовную связь с жрицей храма Артемиды; Филонида (или Хиона) была убита потому, что надменно отзывалась об Артемиде.
Поклонение богине Артемиде.
Артемиде, богине лесов и холмов, поклонялись по всей Древней Греции. Ее самые известные культы были на острове Делос (ее родина), в Аттике в Брауроне и Мунихии (близ Пирея) и в Спарте. Ее часто изображали на картинах и статуях в лесной обстановке, с луком и стрелами и в сопровождении оленя.
Древние спартанцы приносили ей жертвы как одной из своих богинь-покровительниц перед началом новой военной кампании.
Афинские праздники в честь Артемиды включали Элафеболию, Мунихию, Харистерию и Брауронию. Праздник Артемиды Ортии отмечался в Спарте.
Предпубертатные и подростковые афинские девушки были отправлены в святилище Артемиды в Брауроне, чтобы служить Богине в течение одного года. В это время девушки были известны как арктои, или маленькие медведицы. Миф, объясняющий это рабство, гласит, что у медведя сформировалась привычка регулярно посещать город Браурон, и люди там кормили его, так что со временем медведь стал ручным. Девушка дразнила медведя, и в некоторых версиях мифа он убил ее, в то время как в других версиях он выцарапал ей глаза. Так или иначе, братья девушки убили медведя, и Артемида пришла в ярость. Она требовала, чтобы молодые девушки «изображали медведя» в ее святилище во искупление смерти медведя.
Артемиде поклонялись как одной из главных богинь родов и акушерства наряду с Эйлитией. Посвящение одежды ее святилищам после успешных родов было обычным явлением в классическую эпоху. Артемида могла быть божеством, которого боялись беременные женщины, так как ей приписывали смерть в это время. Поскольку роды и беременность были очень распространенным и важным событием, с ним было связано множество других божеств, многие из которых были локализованы в определенной географической области, включая, но не ограничиваясь этим, Афродиту, Геру и Гекату.
Это считалось хорошим знаком, когда Артемида появлялась во снах охотников и беременных женщин, но обнаженная Артемида рассматривалась как дурное предзнаменование. Согласно Псевдо-Аполлодору, она помогала своей матери в родах ее близнеца. Более старые источники, такие как Гомеровский гимн делосскому Аполлону (в строке 115), имеют прибытие Эйлеитии на Делос как событие, которое позволяет Лето родить ей детей. Противоречиво изложение Гесиодом мифа в «Теогонии», где он утверждает, что Лето родила своих детей до брака Зевса с Герой, без комментариев к какой-либо драме, связанной с их рождением.
Несмотря на то, что она была первоначально известна как богиня охоты и дикости, она также была связана с танцами, музыкой и песнями, как и ее брат Аполлон; ее часто видели поющей и танцующей со своими нимфами или ведущей хор муз и Граций в Дельфах. В Спарте девушки, достигшие брачного возраста, исполняли в ее честь парфении (хоровые девичьи песни).
В классический период в Афинах ее отождествляли с Гекатой. Артемида также ассимилировала Кариатис (Carya).
В Кизике существовал женский культ, поклонявшийся Артемиде, который назывался Долон (ΔόΛων)
Источник: просторы интернета
—